Развитие речи конспекты логопеда. Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Деревья. Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Цель:

  • расширять словарь по теме,
  • упражнять в словообразовании,
  • учить согласовывать существительные с числительными,
  • учить согласовывать существительные с местоимениями,
  • учить образовывать уменьшительно - ласкательные формы существительных,
  • учить составлять короткие рассказы,
  • развивать у детей логическое мышление, внимание, память.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Послушайте стихотворение:

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Какие овощи растут в нашем огороде? (В огороде растут редька, салат, свёкла, картофель, горох).

Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

-Игровое упражнение «Жадина»

Это чья морковь? (Это моя морковь)

Это чей лук? (Это мой лук)

Аналогично: мой перец, мой картофель, мой горох, мой кабачок, мой помидор, мой чеснок, мой укроп, мой огурец.

Моя тыква, моя капуста, моя репа.

-Игровое упражнение «Большой - маленький».

Большой помидор - маленький помидорчик.

Большой лук- маленький лучок.

Большая капуста - маленькая капустка.

Большой перец – маленький перчик.

Большая свёкла - маленькая свёколка.

Большой чеснок - маленький чесночок.

Большой огурец - маленький огурчик

Большая репа - маленькая репка

-Игровое упражнение «Один - много».

Одна морковь - много моркови

Один огурец - много огурцов

Одна репа - много реп

Один кабачок - много кабачков

Один лук - много лука

Один перец - много перцев

Один редис - много редиса

Один помидор - много помидоров

-Физминутка.

-Игровое упражнение «Назови цвет, форму, вкус»

Репа какая? (Репа жёлтая, круглая, сладкая)

Огурец какой? (Зелёный, овальный, сладкий, сочный, хрустящий)

Помидор какой? (Красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий)

Лук какой? (Жёлтый, круглый, горький, сочный)

Капуста какая? (Зелёная, круглая, сладкая, сочная, хрустящая)

Морковь какая? (Оранжевая, овальная, сладкая, хрустящая)

Свёкла какая? (Бардовая, круглая, сладкая, сочная)

Перец какой? (Жёлтый, овальный, сочный, сладкий, хрустящий)

-Игровое упражнение «Овощной сок»

Сок из моркови какой? (Морковный)

Сок из свёклы какой? (Свекольный)

Сок из помидоров какой? (Томатный)

Сок из огурцов какой? (Огуречный)

Сок из лука какой? (Луковый)

Сок из капусты какой? (Капустный)

Сок из тыквы какой? (Тыквенный)

-Предложить детям составить рассказ об овощах по схеме.

Это помидор. Он растёт в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку.

Аналогично дети рассказывают о других овощах.

Итог занятия.

Образовательные области: Коммуникация, Здоровье.

Разделы: Развитие речи.

Тема: «Путешествие в мир профессий»

Цель : уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).

Задачи:

  • Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.
  • Корекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, привить уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование: предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, здоровьесберегающий.

Предварительная работа: рассказы о профессиях (повар, врач, строитель), составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы, загадывание загадок, дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».

Словарная работа : профессия.

Открытое занятие в логопедической средней группе
Тема: «Путешествие в мир профессий»

Ход заня тия:

Организацион ный момент:

(логопед здоровается с детьми, говорит о том, что началось занятие по развитию речи)

Круг радости.

Крепко за руки и возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбаемся вокруг,
Ты мой друг и я твой друг.

(дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стульях)

Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про транспорт.

Логопед: — Что за чудо — едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином!
Дети: — Автобус.

Логопед: — Правильно! Мы поедим с вами на автобусе.

(звучит песня Е.С.Железновой «Мы в автобусе сидим»)

Логопед: — Ребята, вот мы и приехали в город профессий.

Основная ча сть.

1 остановка

Логопед: — И первый мастер, к которому мы с вами отправимся в гости — это врач.

(выставляет картинку на доске)

Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?

Дети: — Доктор.

Логопед: — Что делает доктор?

Дети: — Доктор лечит людей.

Логопед: — Где работает доктор?

Дети: — Доктор работает в больнице.

Логопед: — Как на казахском языке называется доктор?

Дети: — Дәрігер.

Один ребенок назначается на роль врача. Логопед надевает на ребенка детский колпак доктора.

Логопед: — Давайте представим, что мы сейчас в кабинете у врача. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели».

Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.

Дыхательное упражнение.

Вдох носиком, а выдох ротиком.
(упражнение выполняется 3 раза).

Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Наше путешествие по городу профессий продолжается.

2 остановка

Логопед: — Отгадайте загадку про следующего гостя, которому мы с вами приехали.

Загадка про строителя.

Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит…
Дети: — Строитель.

Логопед: — Правильно. Это строитель.

(выставляет картинку)

Логопед: — Что делает строитель?
Дети: — Строитель строит дом.

Логопед: — Как на казахском языке называется строитель?
Дети: — Құрылысшы.

Логопед: — Какие инструменты нужны для работы строителю?
(дети перечисляют названия инструментов)

Один ребенок назначается на роль строителя. Логопед надевает на ребенка каску строителя.

Логопед: — Ребята, давайте поможем нашему строителю построить дом. Представим, что наши кулачки — это молоточки.

Пальчиковая гимнастика «Тук-ток» (Е.С.Железнова)

(рассаживаются на ковре, повторяют движения за педагогом под музыку)

Дидактическая игра «Подбери предмет»

(рассаживаются за столами, рассматривают картинки)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы врачу? Назовите их.

(3 детей называют предметы: градусник, бинт, вата)

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы строителю? Назовите их.

(3 детей называют предметы: молоток, гвозди, пила)

Логопед: — А какие предметы мы с вами не назвали?

(2 детей называют предметы: масло, яйца, мука)

Логопед: — Как вы думаете, кому из города профессий нужны эти предметы?

Дети: — Повару.

Логопед: — Все верно. Продукты нужны повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

3 остановка

Логопед: — Кто это?
(выставляет картинку)
Дети: — Это повар.

Логопед: — Как на казахском языке называется повар?
Дети: — Аспазшы.

Логопед: — Что делает повар?
Дети: — Повар готовит разные вкусные блюда.

Один ребенок назначается на роль повара. Логопед надевает на ребенка колпак повара.

Логопед: — Ребята, а давайте поможем повару замесить тесто.

(раздает каждому ребенку сенсорные мешочки)

Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,
Тесто жмём, жмём, жмём.
(энергично сжимают сенсорные мешочки и разжимают)
Пироги мы испечём.
(перекладывают сенсорные мешочки из одной руки в другую)

Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

III. Итог занятия

Логопед: — Ребята, вам понравилось путешествие?
(ответы детей)

— Вспомните, у кого мы были в гостях?
(перечисляют)

Сюрпризный момент.

(Стук в дверь)

Заходит в группу повар детского сада, знакомится с ребятами, рассказывает о своей профессии, приносит детям сладкий подарок.

Логопед: — Молодцы, дети! Все старались, все правильно выполняли. Похлопайте друг другу!

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса -ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело куклы?

Что на голове у куклы?

Что на лице?

Что есть у куклы на руках и ногах?

А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух кукол?

Сколько ушей у трёх кукол?

Сколько носов у пяти кукол?

Сколько пальцев на правой руке у куклы?

Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка - а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки - а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик - а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик - а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

Вот Лера (логопед показывает на девочку). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

Вставай, Серёдка!

(щелчок по среднему пальцу)

Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? (Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос - все делают шаг вперёд. Выдох через нос - шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три - глазками смотри!

III Заключительная часть.

Подвести итог занятия.

Игра «Прочитай слово - ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».

Введение

В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей..

Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.

Фронтальные логопедические занятия

Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

По формированию словарного запаса;

По формированию грамматического строя речи.

Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Занятия по развитию связной речи.

Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

1-й период коррекционного обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

Развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа.

В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

2-й период коррекционного обучения
(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
- практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
- различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
- усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- употребление предлогов: в–на–из–под.

Связная речь:

Совершенствование навыка ведения диалога;
- сравнение предметов с выделением сходных качеств;
- составление простого описания предмета;
- закрепление навыка построения простого предложения;
- распространение предложения путем введения однородных членов;
- усвоение конструктно-сложных предложений;
- составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
- заучивание простых стихов.

3-й период коррекционного обучения
(март, апрель, май)

Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
- закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк ;
- усвоение слов-антонимов;
- закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
- расширение значений предлогов.

Связная речь:

Совершенствование диалогической формы речи;
- распространение предложений;
- составление рассказа по картинке, серии картин;
- составление рассказа описания, пересказ;
- усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

Примерное распределение тем по месяцам:

· Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».

· Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».

· Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».

· Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».

· Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».

· Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».

· Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».

· Май: «Лес», «Поле», «Луг».

Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

Третий этап - обучающий.

Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

ОСЕНЬ

Тема «Осень» (занятие № 1)

Цели:


- практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
- использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- заучивание стихотворения.

Оборудование: листья деревьев.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».

2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».

Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется!

Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

дождь - дождик - дождичек трава - травка
солнце - солнышко туча - тучка - тученька
лист - листик - листочек ветка - веточка
лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек

Физкультминутка.

Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».

лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
цветок - цветы дождь - дожди

6. Развитие памяти. Стихотворение:

Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
- Потому иду с утра, осень вам встречать пора!

7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»

Тема «Осень» (занятие № 2)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
- развитие мелкой моторики.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».

3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».

4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».

Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.

7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»

Тема «Осень» (занятие № 3)

Цели:

Расширение словаря по теме «Осень»;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».

3. Развитие мышления. Загадки:

Вот он деревце качает
И разбойником свистит,
Вот последний лист срывает
И кружит его, кружит (Ветер).

По небу ходила,
Солнышко закрыла,
Только солнце спряталось,
И она расплакалась (Туча).

Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.

Физкультминутка.

Маленькие листики тихо сидят, присели
Глазки закрыли, крепко спят, повторить
Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
И каждый листочек гулять захотел.
Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели

6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.

7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.

НАШЕ ТЕЛО

«Наше тело» (занятие №1)

Цели:

Развитие пространственной ориентировки;
- расширение словаря по теме «Наше тело»;
- практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.

2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед говорит: «Я принесла куклу. Она похожа на человека? У нее такие же части тела? Да, только маленькие. Поэтому будем называть их очень ласково. Сейчас будем куклу купать». Сажают куклу-голыша в ванную, поливают теплой водой из кружки. «Саша, полей воду кукле на голову. Что ты делаешь? - Я поливаю головку (плечики, спинку, ножки, ручки, ладошки, коленочки, пяточки, пальчики, личико, животик...)». Куклу вымыли и завернули в полотенце.

4. Физкультминутка. «Кукла пока «отдыхает», и мы отдохнем». Все встают. Игра «Путаница». Логопед сообщает, что сейчас он будет говорить одно, а делать совсем другое. Нужно очень внимательно слушать и делать то, что просят. Предупреждает, что он постарается запутать детей. Например, просит детей показать живот, а сам в это время трогает уши...

5. Развитие памяти. Логопед предлагает выучить потешку, а затем найти в ней ласковые слова: личико, глазки, щечки, роток, зубок.

Водичка, водичка, умой мое личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели.
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

6. Итог занятия. Попросить 2-3 детей прочитать потешку наизусть.

Физкультминутка.

Ножками потопали, ручками похлопали.
Глазками помигали, вокруг себя попрыгали.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

На доске выставляются 4 портрета. «Какой здесь человечек? - Веселый (грустный, сердитый, удивленный). Как узнали? - Рот улыбается, брови подняты (глаза большие, рот круглый...)».

5. Согласование существительных с числительными. Логопед обращает внимание детей на то, что у нас количество частей тела одинаково, а говорим по-разному, например: один нос, одна шея. Спрашивает, про что на нашем теле можно сказать:

Один? - нос, рот, подбородок, затылок, лоб, живот.
Одна? - шея, переносица, спина, голова, грудь.
Два? - уха, глаза, колена, локтя.
Две? - руки, ноги, брови, щеки, ноздри, пятки, ладони.
Много? - волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.

Итог занятия.

ОВОЩИ

Тема «Овощи» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Овощи»;
- упражнение в употреблении словосочетаний;
- формирование обобщающего понятия «овощи»;
- развитие мелкой моторики.

Оборудование: картинки «овощи», настоящие овощи или муляжи.

Ход занятия

1. Оргмомент. «Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кулак - ладонь».

3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки:

Сидит девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что потом мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

На грядке длинный, зеленый.
А в банке желтый, соленый? (Огурец)

Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут? «Все это овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле или на кустике. Какие еще овощи вы знаете?» Называем, картинки выставляем на доску. На доске два символа. Надо разобраться, какие овощи растут в земле, какие сверху - на грядке.

4. Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».

Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» - большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю - корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

5. Образование словосочетаний существительных с глаголами. Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому и собирают их по-разному».

· Какие овощи выдергивают? (Морковь, репу, редис, свеклу...)

· Какие овощи выкапывают? (Картофель...)

· Какие овощи срывают? (Огурцы, помидоры, перец...)

· Какие овощи срезают? (Кабачки, тыкву...)

· Какие овощи срубают? (Капусту...)

Логопед добивается от детей ответов типа: «морковь выдергивают, картофель выкапывают...».

6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Где растут овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Овощи»;
- согласование прилагательного с существительным в роде;
- составление простого предложения;
- развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

Оборудование: овощи настоящие, картинки, символы, муляжи овощей.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Если услышишь название, хлопни в ладоши».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик».

Дождик, дождик, что ты льешь, ритмичное постукивание по столу
Погулять нам не даешь? указательными пальцами

3. Закрепление материала. Логопед читает стихотворение:

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.
Есть и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

На доску выставляются картинки овощей, дети называют их, закрепляют понятие «овощи». Далее на доску выставляются полоски красного, зеленого, желтого цвета, а детям предлагают разобрать овощи по цвету.

4. Составление простого предложения. Игра «Путешествие овощей». На стульчики ставят вагоны красного, желтого, зеленого цвета. Овощи (картинки или шапочки) в огороде. По сигналу дети берут картинки (или надевают шапочки), и каждый «овощ садится» в соответствующий ему по цвету вагон. Едут: чу-чу-чу. Приехали, при выходе надо представиться кондуктору. Кондуктор: «Ты кто? - Я - красная морковь. Я - зеленый огурец и т.д.»

5. Согласование прилагательных с существительным в роде. Словесное упражнение «Какой овощ я задумала».

На столе - помидор, свекла, репа. Логопед: «Круглая... Круглый...»
На столе - капуста, огурец, лук. Логопед: «Зеленый... Зеленая...»
На столе - огурец, морковь, кабачок. Логопед: «Длинный... Длинная...»

Игра «Разведчики».

Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. «Как узнать, какие они на вкус? Лук какой? Сейчас проверим». Двум-трем детям дают попробовать лук, просят сказать какой он по вкусу? (Лук - горький, морковь и репа - сладкие, помидор - кислый.)

7. Закрепление материала. Игра «Загадки». Выходит один ребенок, кладет в корзинку овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике и др.».

8. Итог занятия. «О чем говорили? Какими по вкусу бывают овощи?»

Тема «Овощи» (занятие № 3)

Цели:

Развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме;
- практическое употребление существительных во множественном числе;
- расширение и активизация словаря прилагательных.

Оборудование: схема, символы на цвет и форму.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Один и много». «У меня огурец, а в огороде растут огурцы».

Кабачок - кабачки, боб - бобы, патиссон - патиссоны,
помидор - помидоры, баклажан - баклажаны.

2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто скажет больше слов?»

Выставляем огурец, рядом овал и зеленую полоску бумаги. Дети составляют предложение. «Огурец овальный, зеленый». Логопед предлагает вспомнить, какой огурец по вкусу (сладкий, соленый). Снова повторяют предложение: «Огурец овальный, зеленый, сладкий». «А какой он на ощупь?» (Твердый, холодный.) «Огурец овальный, зеленый, сладкий, твердый». Считают слова, оказалось, что про огурец придумали 4 слова. Логопед предлагает сказать уже самостоятельно, но про репу, морковь... (Репа круглая, сладкая, желтая, твердая, спелая, сырая, вкусная...)

ФРУКТЫ

Тема «Фрукты» (занятие № 1)

Цели:

Расширение словаря по теме «Фрукты»;
- формирование обобщающего понятия;
- практическое употребление множественного числа существительных;
- развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки фруктов, картина «Фрукты в вазе», разрезные картинки «яблоко».

Ход занятия

1. Оргмомент. «Что это?» Логопед расставляет на доске картинки фруктов. Дети хором, затем индивидуально называют их (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, персик, слива, вишня...). «Где растут? На чем растут?» Делают обобщение: «Все это называется одним словом «фрукты»».

2. Введение в тему. Игра «Какой фрукт забыли назвать?» Детям демонстрируется ваза с фруктами, логопед называет все фрукты, кроме одного. Дети должны догадаться, какой фрукт забыл назвать педагог.

3. Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много». Демонстрируются картинки. Дети называют попарно:

Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки.

4. Развитие мелкой моторики (проводится стоя):

Этот пальчик сливу трясет.
Этот пальчик сливы собирает.
Этот их домой несет.
А вот этот высыпает.

5. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение. У детей картинки фруктов. Сначала предлагается выйти детям с картинками, про которые можно сказать «мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик; «моя» - слива, вишня, груша; «мое» - яблоко.

6. Развитие восприятия и пространственных представлений. Логопед предлагает детям сложить яблоко из разрезных картинок. По ходу задаются вопросы индивидуально: «Что у тебя должно получиться? На сколько частей разрезано твое яблоко? Какого цвета?»

7. Развитие памяти. Выучить загадку про яблоко.

Само с кулачок, красный бочок,
Проведешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко)

8. Итог занятия. « Про что говорили на занятии? Где растут фрукты?»

Тема «Фрукты» (занятие № 2)

Цели:

Активизация словаря по теме «Фрукты»;
- практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
- упражнение в образовании относительных прилагательных.

Оборудование: муляжи фруктов, контуры стаканов, трафареты фруктов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Пропуск на занятие - повторить загадку про яблоко.

2. Введение в тему. Логопед приносит в корзине фрукты-муляжи, по очереди дети вынимают их из корзины, называют: «Я достал яблоко, я достал апельсин». «Что достали Саша и Оля?» - «Саша достал яблоко, а Оля апельсин». «Что я принесла в корзине?» - «Фрукты».

3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом). Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, вишня - вишенка, апельсин - апельсинчик...).

4. Развитие осязания, представления. Игровое упражнение «Что рассказали пальчики?» Дети на ощупь находят фрукты. «Как ты узнал, что это персик?» - «У него есть полосочка, вмятинка на боку».

5. Физкультминутка на развитие мелкой моторики. (См. занятие № 1.)

6. Преобразование существительного в прилагательное. Логопед с детьми выясняют, что можно приготовить из фруктов (компот, повидло, джем, салат, варенье, сок, пироги...).

Из яблок можно приготовить яблочное варенье, из апельсинов - апельсиновое, из персиков - персиковое, из вишни - вишневое, из слив - сливовое...

7. Закрепление материала. Игровое упражнение «Приготовим фруктовый сок». Детям предлагаются контуры стаканов и трафареты разных фруктов. Нужно обвести контур фрукта на стакан. «Какой у тебя фрукт?» - «Яблоко». «Какой ты приготовил сок?» - «Яблочный».

8. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Из чего готовили сок? Какой сок мы сегодня приготовили?»

Тема «Фрукты» (занятие № 3)

Цели:

- активизация словаря по теме «Фрукты»;
- практическое употребление относительных прилагательных;
- развитие связной речи: учить составлять загадки о фруктах;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: картинки на развитие зрительного гнозиса, игрушка Карлсон, контуры стаканов с нарисованными на них фруктами, муляжи фруктов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Выделение слова «фрукты» из ряда других слов. Логопед называет различные слова, на слове «фрукты» дети хлопают в ладоши.

Развитие мелкой моторики.

Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу
Возвращается к ежатам.

3. Развитие зрительного гнозиса. Детям раздаются карточки, на которых контуры фруктов закрыты контурами других предметов. Каждый ребенок должен догадаться, какой «фрукт спрятался» на их карточке.

4. Практическое употребление относительных прилагательных. Прилетает в гости Карлсон, просит угостить его вкусненьким. Ему предлагают фруктовые соки. Дети выбирают любой стакан с соком и угощают Карлсона. «Я угощаю тебя грушевым соком.
А я - сливовым».

5. Физкультминутка. Карлсон благодарит детей за угощение. Логопед предлагает ему посмотреть, как дети умеют играть в игру «Чей голосок». Дети стоят по кругу, один ребенок в кругу с закрытыми глазами.

Мы немножко поиграем, идут по кругу
Как ты слушаешь, узнаем,
Постарайся, угадай, идут к центру круга
Кто позвал тебя, узнай. идут из круга
Ребенок, до которого дотронулся логопед, зовет по имени водящего.

6. Развитие связной речи (составление загадок). Загадай загадку. Логопед сообщает детям, что сегодня они будут учиться составлять загадки о фруктах. Дается образец. В корзинку логопед кладет банан, рассказывает: «У меня в корзинке фрукт. Он длинный, желтый, вкусный, сладкий, гладкий. Его очень любят обезьяны». Далее загадки составляют дети.

Итог занятия.

ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

Физкультминутка.

Целый день тук да тук, стучат кулак о кулак
Раздается громкий стук.
Строим дом, дом большой, руки в стороны, вверх
И с крылечком, и с трубой, руки у груди, вверху
Разукрасим мы дом, красят
Наверху флажок прибьем, на пальцах флажок
Будут жить в доме том приставляют ладошки к голове, затем кулачки
Зайка с мишкой и слоном, руки вперед, ладони соединены

4. Образование сложных слов. «Дома различаются не только по материалу, из которого они сделаны, но и по высоте. Какие бывают дома? - Низкие, высокие, высотные». Логопед говорит, что она живет в доме, в котором два этажа. Она живет в двухэтажном доме. «В каких домах живете вы?» Дети вспоминают, сколько этажей в их доме, с помощью логопеда образовывают слова: трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный...

5. Итог занятия. Домашнее задание: посмотреть и сосчитать, сколько этажей в вашем доме. Из какого материала он построен?

Физкультминутка.

Мы по лестнице бежим и считаем этажи, бег на месте
Раз этаж, два этаж, три, четыре, прыжки на месте
Мы в квартире. поворот кругом

5. Употребление предлога между. «Новоселье в новом доме». Детям предлагается помочь расселению новоселов в новом доме. Дети расселяют игрушки по три на каждом этаже. Далее надо рассказать, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Но сначала надо сказать о первой и третьей квартире, а затем о второй. Например: «Я заселял первый этаж. В первой квартире теперь живут собачки, в третьей - Чебурашка.
А между ними, во второй квартире, - крокодил Гена и т.д.».

6. Итог занятия.

ОДЕЖДА

Тема «Одежда» (занятие № 1)

Цели:

Активизация и расширение словаря по теме «Одежда»;
- умение самостоятельно задавать вопросы;
- усвоение притяжательных существительных;
- развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением одежды, куклы, кукольная одежда.

Ход занятия

1. Оргмомент: «Пусть присядет тот, у кого красная рубашка (синие шорты, зеленое платье, белые колготки и т.д.)».

2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев «Надеваем перчатки»: помассировать каждый пальчик от ногтя к основанию, сначала на одной руке, затем на другой, начиная с мизинца.

3. Введение в тему. Перед детьми выставлены две куклы - одетая и раздетая. Логопед задает вопросы: «Чем отличаются эти куклы? Для чего нужна человеку одежда?» Выставляются и называются предметные картинки по теме. Предлагается назвать ту одежду, которой нет на картинках. «А как назвать эти предметы одним словом? (Одежда)».

4. Развитие психических процессов. Игра «Запомни и назови по порядку». Детям предлагается 5-6 картинок с предметами одежды для запоминания, затем без зрительной опоры они должны перечислить их. Варианты проведения:

1) Перед ребенком выставлено несколько предметных картинок. Логопед перечисляет их, не называя одну. Ребенок должен определить, какая из картинок не была названа.

2) Ребенку называют на одну картинку больше, чем выставлено перед ним. Он должен определить, какой картинки не хватает.

5. Физкультминутка. «Покружатся те ребята, кто пришел в шортах (футболках). Попрыгают те ребята, на ком надеты рубашки. Присядут девочки, которые пришли в платьях».

6. Употребление притяжательных местоимений. Логопед предлагает детям выбрать из представленных предметных картинок те, про которые можно сказать:

Моя - шуба, куртка, блузка, юбка, рубашка и т.д.;
Мой - сарафан, костюм, свитер, пиджак, плащ и т.д.;
Мои - брюки, шорты, носки, колготки, варежки и т.д.;
Мое - платье, пальто, белье.

7. Развитие восприятия и пространственных представлений. Игра «Сложи картинки». Каждому ребенку раздается разрезная картинка по теме «Одежда». Он должен собрать эту картинку и назвать изображенный на ней предмет.

8. Игра «Отгадай, что я загадала». Логопед берет картинку с изображением предмета одежды, не показывая ее детям, а дети с помощью наводящих вопросов стараются угадать предмет одежды. Ребенок, догадавшийся первым, становится ведущим в игре.

9. Закрепление материала. Игра «Поможем Оле и Коле». «Нужно собрать вещи в дорогу для Оли и Коли. Вот Олин чемодан, а это Колин чемодан». Каждый ребенок берет по одному предмету и определяет, чья это одежда и в чей чемодан ее необходимо сложить. «Это платье для Оли, Олино платье. Это свитер для Коли, Колин свитер».

10. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Для чего нужна одежда?»

Тема «Одежда» (занятие № 2)

Цели:

Расширение и активизация словаря,
- практическое употребление названий деталей одежды;
- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
- отработка фразы с употреблением существительных в винительном падеже.

Оборудование: предметные карти

Слепушкина Елена Вячеславовна

Учитель - логопед 1 квалификационная категория

п. Саракташ, Оренбургской области

МДОБУ «Саракташский детский сад №5 «Малышок»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевой деятельности воспитанников

Развитие речи (занятие построено с учетом требований программы коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР)

Лексическая тема «Весна»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Это было весной»

Группа : старшая логопедическая

Форма организации работы: фронтальная

Тип занятия: обобщение

Вид занятия : коррекционно – развивающее

Цель занятия: учить использовать речь для оформления своих мыслей и самовыражения; обеспечить интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно – эстетического развития дошкольников с ОНР.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

    Закрепление знания признаков весны на основе ознакомления с существенными признаками сезона;

    Уточнение и расширение словаря по теме «Весна»;

    Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений и распространение их прилагательными; практическое употребление в речи прилагательных-антонимов, подбор синонимов глаголов и прилагательных к существительному, согласование “числительное + существительное”)

    Закрепление навыков и приемов рисования с использованием нетрадиционных техник, развитие пространственных ориентировок, умение озвучивать результаты продуктивной деятельности;

    Обогащение и расширение художественного опыта детей с помощью нетрадиционных техник рисования.

Коррекционно – развивающие:

    Развитие вербальной памяти, интонационной оформленности речи, речевого дыхания, просодии, артикуляционной, общей, мелкой моторики;

    Развитие воображения, мышления зрительного восприятия, мимики, метафорического восприятия окружающей природы, эмоциональной отзывчивости.

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста.

Коррекционно – воспитательные :

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическре развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Методические приёмы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный, игровой, практический, ИКТ.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, изображения признаков весны, солнца, лучиков с различными эмоциональными состояниями, аудиозаписи с весенними звуками, композиция «Времена года» Чайковского, наглядность для звуковой полянки, зеркала, наборы схем – эмоций по количеству детей, ватман, краски, поролон.

Сценарий занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Это было весной»

Этап занятия

Содержание этапа

Применяемые технологии

    Вводная часть

Цель: настроить на занятие, обеспечить психологическое благополучие, помочь детям сформулировать цель деятельности.

I.I Введение в тему отивация деятельности детей)

Логопед: Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: “Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера! А вы какие сегодня?

добрые или сердитые, шумные или спокойные, грустные или веселые, больные или здоровые, равнодушные или отзывчивые, безучастные или любознательные.

Что значит “любознательные ”? ( Варианты ответов детей )

Логопед: “Любят” + “знать”. Добрые – спокойные – веселые - отзывчивые – любознательные! Вот такими и оставайтесь!

Здоровьесберегающия технология ( обеспечение социально-психологического благополучия ребенка)

I .2 Целеполагание

Логопед: Если вы любознательные, я думаю, вам будет интересна история, которую расскажу. Это было весной. Ярко светило солнце, от которого в разные стороны разбегалось много лучей.

Педагог демонстрирует слайд с изображением солнца с лучиками.

Но один проказник Лучик решил отправиться в путешествие. Подумайте, что он делал? ( Бегал, прыгал, скакал, светил)

Логопед: Кого, что разбудил лучик? Природу разбудил Лучик. Посмотрел лучик на природу и загрустил. Все кругом пусто и голо. Как загрустил Лучик?

Педагог меняет слайд где лучик с грустным изображением лица

Посмотрите в зеркало. Найдите у себя на схемах нужную эмоцию.

Дети смотрят в зеркала. Затем выбирают нужную схему – эмоцию .

Логопед: Грустно Лучику. Это же сколько работы надо проделать, чтобы все приодеть и принарядить. Вы готовы ему помочь? Что нам нужно сделать, чтобы Лучик снова стал веселым? (помочь, развеселить)

Назовем приметы весны, а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова « весной ».

Логопед демонстрирует слайды , дети составляют предложения .

Логопед: Что у нас получилось? Подумайте, какое название рассказу можно дать? Настя, составь полный рассказ по картинкам.

Ребенок составляет рассказ с опорой на картинки .

Логопед: Какое настроение от этого рассказа? Выберите нужную эмоцию, покажите. Демонстрируют схемы – эмоции.

А сейчас покажите это настроение на ваших лицах, а я прочитаю.

Дети улыбаются.

Педагог меняет слайд где лучик с радостным изображением лица .

Технология проектирования (беседа)

Личностно-ориентированная, здоровьесберегающая технология

Личностно - ориентированная технология

Технология проектирования

(беседа)

ИКТ - технология

I .3 Актуализация ранее приобретенных знаний

Логопед: А какие мы? Давайте вспомним, какие качества мы называли. обрые , спокойные, веселые, отзывчивые, любознательные). Покажем Лучику, что и в это время года можно найти много нового, красивого и радостного.

Социоигровая технология. ( Развитие взаимодействия «ребенок-взрослый» для обеспечения душевного благополучия)

    Основная часть

    Цель: совершенствование грамматического строя речи; развитие всех видов моторик, психических процессов, интеллектуальных способностей

II .1 Работа над словарем

Что увидел Лучик? Он вам расскажет, если вы с ним поиграете в «загадалки»

Логопед: Длинная, прозрачная, тающая ( Сосулька)

Голубое, ясное, чистое, высокое ( Небо)

Бежит, журчит, переливается ( Ручей)

Набухают, лопаются, зеленеют ( Почки)

Лучистое, теплое, ясное, ласковое ( Солнце)

Говорливый, холодный, звонкий, студеный, веселый ( Ручей)

А теперь сложнее. Капель какая? ( Холодная, звонкая, весенняя, мартовская, веселая)

Почки на дереве какие ? ( ожившие, набухшие, пахучие)

Снег какой? (Потемневший, рыхлый, грязный, старый, мокрый, грустный)

Солнце из – за тучи что делает? ( Выглядывает, выплывает, показывается, появляется, смеется, обогревает, освещает, ласкает)

Лед на речке что делает? ( Тает, ломается, трещит, плывет, исчезает)

Первые проталины что делают ? (темнеют, появляются, возникают, радуют глаз, замерзают, оттаивают) Спасибо, молодцы!

(игровая, обучающая и творчески развивающая ситуация, использование художественного слова)

Личностно – ориентированная технология.

II . 2 Психогимнастика

Логопед: Удивляется и радуется наш Лучик!

Педагог меняет грустное изображение лучика на радостное .

Посмотрите в зеркало, удивитесь, а теперь обрадуйтесь.

Дети смотрят в зеркала, удивляются и радуются .

Логопед: А теперь найдите у себя эмоцию удивления.

Дети поднимают схему.

Логопед: Встретил наш Лучик другого братца. А этот братец испугался.

Педагог меняет слайд где лучик с эмоцией испуга.

Покажите, как он испугался.

Дети смотрят в зеркала, изображают испуг.

Что он натворил? – сосульку растопил, снежное покрывало испортил! Поможем ему стать счастливым?

Логопед предлагает пойти на весеннюю звуковую полянку и встать друг за другом. Дети выходят на «полянку» на которой имитированы проталинки, ручейки и лужи.

ИКТ технология.

Технология исследовательской деятельности

II . 3 Динамическая пауза

Путь нелегкий. Сначала пойдем по проталинкам… Что такое проталинка?

Логопед: Будем их считать – 1 проталинка, 2 проталинки…

Затем ручеек. Как мы здесь пройдем? (Перепрыгнем)

А лужи? ( Перешагнем ) Все дошли? Сколько было проталинок? Сколько было ручейков? сколько было луж?

А здесь еще целый сугроб снега! Подойдем к нему, погрозим:

Произносят хором вместе с педагогом

Полно, беленький снежок, на талой земле лежать,

Время, беленький снежок, время таять пропадать

Поможем Лучику пустить ручейки!

Дети тянут за концы голубых ленточек, торчащих из – под «сугроба» - распускают «ручейки» .

Игровая.

Личностно – ориентированная.

II .4 Развитие слухового восприятия

Логопед: А теперь прислушайтесь…

Звучит аудиозапись со звуками капели, шума ручья, криками воробьев и грачей.

Какие это звуки ? (Весенние звуки ). Вижу, вы устали. Присядьте на свои места.. Посмотрите в зеркала, как мы Лучику помогаем?

Технология исследовательской деятельности

(«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы )

II .5 Артикуляционная гимнастика

Покажем, как сосульки тают.

Чередование положений широкого – узкого языка

Скоро апрель – так звенит капель: тдд – тдд - тдд.

Стучим язычком по верхним альвеолам .

Нет больше стужи, на дорогах лужи

Положить широкий язык на нижнюю губу, двигать им влево – вправо

Совсем немного дней пройдет- и на реке начнется ледоход.

Двигать нижней челюстью влево – вправо .

Логопед: Молодцы! У вас получилось развеселить Лучик.

Дети убирают зеркала, педагог меняет слайд где лучик стал радостным.

Здоровьесберегающая технология

ИКТ технология.

II .6 Дыхательное упражнение

Сделаем глубокий вдох и вберем в себя всю свежесть, красоту и доброту этого весеннего утра! Чем же пахнет Весна? ( Весна пахнет тающим снегом, оттаявшей землей, талой водой)

Педагог включает запись шума ручья.

Логопед: А вот еще Лучики выглянули. Один задумчивый, другой грустный. Покажите, как он задумался.

Дети смотрят в зеркала, показывают задумчивое изображение лица.

Прислушайтесь, о чем говорят Лучики. Звучат голоса лучиков.

Логопед: Как вы думаете, какой Лучик говорит, что весна – это плохо?

Здоровьесберегающая технология

ИКТ технология

II .7 . Работа над связной речью

Логопед: Что говорит грустный Лучик? Почему весна это плохо?

Скажите, а почему весна – это хорошо? ( ответы детей)

Молодцы! Лучик развеселился и тоже стал радостным.

Педагог меняет слайд задумчивый Лучик радостного.

Улыбнемся вместе с Лучиками. Улыбнемся нашим гостям.

Дети улыбаются присутствующим на занятии. Педагог обращает внимание детей на солнце .

Вот и солнышко заулыбалось.

Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”, дети встают в круг.

ТРИЗ технология

ИКТ - технология

Технология исследовательской деятельности

(«погружение» в звуки и образы природы)

II .8 Пальчиковая гимнастика

Логопед, дети: Солнышко яркое в небе сияет,

Лучами своими нас согревает.

Тучки по небу быстро бежали,

Лучики в тучках надолго застряли. пальцы в “замок”, перекатывающие движения

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи. руки вверху волнообразные движения

Солнышко снова на небе сияет,

Жаркие лучики нас согревают . руки над головой, пальцы врозь, вращательные движения кистью

Здоровьесберегающая, игровая технологии

III . Заключительная часть :

Цель : подведение итогов, осмысление, самовыражение.

Логопед: Своими делами вы доставили очень много радости. Какие дела сегодня сделали? (зиму дразнили, и солнышко звали, ручейки пускали, проталинки считали, много весенних слов назвали ). Лучики нас согрели, снег растаял и появилась полянка. Как же мы сможем нарисовать цветочки, если у нас нет кисточки ? (пальчиками) Давайте все вместе наполним картину яркими красками по-своему, по-весеннему. Звучит запись из “Времен года” П.И. Чайковского “Апрель”

Технология исследовательской деятельности (постановка и решение вопросов проблемного характера)

ИКТ - технология

III . 1 Продуктивная деятельность

Дети переходят к большому столу, на весеннюю полянку пальчиками дорисовывают точки на божьей коровке, рисунки на крыльях бабочки, цветочки ландыша на ветке, солнышко и облака – тампонами из поролона

Технология проектной деятельности (конструктивная) , ТРИЗ технология

III .2 Рефлексия. Осознание воспитанниками своей познавательной деятельности, самооценка результатов деятельности

Логопед : отмечает хорошо выполненную работу

Какая радостная получилась картина. Вы повесите у себя в группе, чтобы она напоминала вам о занятии. Какое настроение было у вас на занятии?

Ребята, а что может подарить нам солнышко? А сейчас встаньте ближе друг к другу, сделайте из ладошек кольцо, передадим друг другу тепло и радость солнышка. А теперь передайте тепло и радость нашим гостям. Дети перекатывают мячик.

Я благодарю вас и дарю каждому по солнышку, чтобы вы тоже сделали их счастливыми, и пусть эти рисунки напоминают о нашем занятии дома.

Педагог дарит раскраску солнышко

Игровая, личностно-ориентированная технология

IV .Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

Альбом детских рисунков и фотографий «Весенние радости», пословицы и поговорки о весне, фонотека «Звуки весны»

Loading...Loading...