Екатерина Климова: «Как мать и жена я не самый завидный вариант. Интервью с екатериной климовой Убери из жизни все, что раздражает

Екатерина Климова. Стиль: Надина Смирнова; Макияж: Кирилл ШАБАЛИН (национальный визажист YSL Beauty в России); Прически: Дарья ДЗЮБА; Декор: Ольга ФРАНЦУЗОВА (студия флористики и декора «КЛЕМАТИС»)

Екатерина Климова как олицетворение весны: годы идут, прибавляются проекты и дети, а она, кажется, и не меняется вовсе. Такая же стройная, красивая, улыбчивая, как и несколько лет назад, когда мы также снимали обложку «Атмосферы». Немудрено, что во многих интервью ей задают один и тот же вопрос: как ей удается замечательно выглядеть при таком-то сумасшедшем графике жизни? Мы же решили поговорить о переменах внутренних и выяснили, в чем сегодняшняя Катя Климова завидует себе двадцатилетней. Подробности - в интервью апрельского журнала .

Екатерина, вы рассказывали про свои цыганские корни. Кочевому народу свойственно свободолюбие. Вы в большей степени ощущаете себя человеком свободным или зависимым?

С возрастом для меня изменилось понимание этого слова. За любую свободу надо платить. Я как человек, обремененный семьей, детьми, у которого профессия отнимает большую часть времени, хорошо это понимаю. Много лет я не могу позволить себе какого-либо хобби, у меня нет времени, чтобы посмотреть телевизор или почитать книгу. Так что кому угодно рассуждать на эту тему, только не мне. Но появилась свобода выбора в профессии: я могу сниматься в тех картинах, которые мне действительно интересны. У меня уже нет каких-то юношеских комплексов, которые в свое время меня сильно ограничивали. Кроме того, как оказалось, многие вещи навязаны нам социумом: успешная женщина должна попробовать все дорогостоящие новинки бьюти-индустрии, жить на Рублевке, носить украшения от Картье и срочно избавляться от айфона, как только вышел новый. А на самом деле это все не так уж и важно.

- Бывают у вас моменты, когда хочется все бросить, убежать?

Я человек импульсивный, и такие порывы случаются. Но у меня очень много обязательств. К тому же я часто езжу в киноэкспедиции: для меня, наоборот, дороги моменты, когда я дома. Я растягиваю это время, когда могу побыть с семьей, детьми. Получаю радость от того, что могу приготовить им что-то вкусное на обед.

- Не было соблазна посидеть подольше в декретном отпуске?

Скажу по секрету, сейчас практически даже не существует такого понятия. Очень немногие женщины позволяют себе находиться в отпуске по уходу за ребенком полтора-два года. Мы стали сильными, инициативными и не хотим терять завоеванные позиции в карьере. Я, наверное, самый яркий представитель женщин, которые пытаются совместить и семью, и работу, но не всегда это удается. С каждым ребенком мой, как вы сказали, декретный отпуск становится все короче. Я закончила съемки в середине августа, а моя младшая дочь Бэлла родилась 30 сентября. И уже в декабре я снова снималась в картине «Я люблю своего мужа». Это было тяжело - уходить от крохотной дочки, но, как назло, попался интересный сценарий. (Улыбается.)

- То есть тенденция «я родилась в год Лошади и пашу так же» сохраняется?

И рада бы вырваться из упряжки, но не получается. Я как лошадка в шорах: уже лечу по инерции по этим проектам, спектаклям, гастролям, красным дорожкам. Есть контракты, ты не можешь подвести людей, на какие-то мероприятия просят прийти друзья… Наверное, надо учиться говорить «нет». Сначала так стремишься к успеху, а потом получаешь и другую сторону популярности. Поскольку профессия публичная, даже в личной жизни ты на виду. Не можешь расслабиться, зная, что к тебе могут подойти в любой момент, порой самый неподходящий. И в купе могут постучать, и в номер отеля. Не представляю себе, как живут голливудские суперзвезды! (Улыбается.)

- На образе жизни семьи ваша популярность сказывается?

Насколько помню, я всегда была активная, инициативная, как говорил мой папа, летящая. Так что родители к этому привыкли, а дети выросли с такой мамой-актрисой. Я утешаю себя мыслью, что, поскольку у нас большая итальянская семья - четверо детей, бабушки, дедушки, папы, няни, - они не чувствуют дефицита любви и мое вынужденное отсутствие не мешает им жить нормальной жизнью. Конечно, у нас нет идиллии: совмещать семью и работу сложно. Но что поделать: существуют люди, одержимые профессией, и я из их числа.

То есть вы вряд ли можете себе позволить семейный поход в торгово-развлекательный центр типа «Авиапарка», где проходит наша съемка?

Нет, почему же, мы иногда проводим так выходной - в таких комплексах, как этот, можно и в кино сходить, и в кафе посидеть, покататься на катке. Лиза, кстати, любит поиграть в игровых автоматах. Она очень везучий человек и мягкие игрушки, которые, кажется, просто невозможно зацепить, вытаскивает на раз. Можем весело в супермаркете прокатиться вместе на больших тележках с продуктами. Актерская жизнь неупорядоченная: то работаешь по полгода без отпуска и почти без выходных, а потом вдруг случается перерыв, который чудесным образом совпадает с каникулами детей.

- А шопинг вы любите?

Да, мне нравится пробежаться по магазинам: для женщины это сродни антистрессовой терапии. С удовольствием занимаюсь шопингом, когда появляется возможность. Как правило, с пустыми руками я не ухожу: зашла в один бутик, в другой, попала на какую-то распродажу…

Как дети реагируют, если во время пробежки по магазинам к вам кто-то подходит за автографом или просит сфотографироваться?

С пониманием - отходят в сторонку, ждут. До поры до времени они не замечали, что их родители какие-то особенные, думали, может, у всех маму по телевизору показывают. Они редко приезжают ко мне на съемки или на спектакли в театр.

- Почему? Им неинтересно?

У них своя насыщенная жизнь. Сейчас они учатся в Ломоносовской школе, чему я очень рада. Я серьезно отношусь к вопросу учебы. Мне даже не столь важны оценки, сколько реальное знание предмета. Но еще больше хочется воспитать в них самостоятельность, предоставить свободу выбора. Лиза любит музыку, играет на многих инструментах: фортепиано, гитаре, укулеле. Когда я принесла домой кельтскую арфу, чтобы потренироваться для съемок в картине «Любовь и сакс», дочь освоила ее гораздо быстрее. А сыновья увлекаются спортом. Матвей занимается боксом, Корнея привлекают шахматы. Еще он хочет стать авиаконструктором. А ходит на уроки музыкального развития.

- Ей же всего два года?

Два с половиной. Но у нее тоже свои интересы, ей хочется общения со сверстниками.

- А Лизе уже шестнадцать. Вы стали подругами?

Надеюсь. Но, если честно, я к этому никогда не стремилась. На мой взгляд, мама должна быть в первую очередь авторитетом. Дети зависят от нас и порой манипулируют своим хорошим поведением или оценками, ложным вниманием к нам, чтобы избежать наказания. И только когда они станут самостоятельными, можно говорить о дружбе. Сейчас я пытаюсь сохранить трезвость в наших отношениях. Мне не хочется, чтобы Лиза думала, что в какой-то момент панибратство позволит мне закрыть глаза на ее проступки. Должно быть взаимное уважение, отсутствие эгоистических мотивов. Сначала надо воспитать человека, а потом с ним дружить.

- Она помогает вам с младшими детьми?

Конечно, помогает. Но жизнь изменилась. Это раньше родители могли отправить нас в пять лет в магазин за хлебом. Мы сами ездили на трамвае, в метро. Приходили из школы и подогревали себе еду. Сейчас такое просто невозможно представить. Детьми занимается няня, и они стали инфантильнее, беспомощнее в плане быта, хотя информации им приходится обрабатывать гораздо больше, чем нам в свое время. Бэлла ловко управляется с телефоном, знает, как зайти в настройки и подключить Wi-Fi. На Лизе никогда не лежала ответственность как на старшей сестре в плане помощи младшим: накормить, постирать, уложить спать… Я всегда считала, что это мои проблемы, а у нее есть школа и своя жизнь. Конечно, у детей имеются кое-какие домашние обязанности: они убирают за собой игрушки, могут помыть посуду, вынести мусор, но все это не в таком объеме, как было у нас, когда старший брат или сестра в буквальном смысле слова заменяли родителей.

- Раньше считали, девочка должна быть хозяйкой.

Как говорила моя мама: выйдет замуж - научится! (Смеется.) Действительно, какие-то вещи в нас природой заложены и потом раскрываются в нужной среде, когда становишься женой и матерью. Только выйдя замуж, я наконец поняла, почему моя мама почти каждый день мыла полы. В своем доме видишь каждую соринку.

- Вы перфекционист в этом плане?

О да! Я очень люблю чистоту, и с каждым годом ситуация все усугубляется. (Смеется.) Мне нравится создавать уют. А поскольку людей в доме много, каждой вещи пытаешься найти место и приучаешь к этому себя и остальных. Например, штора обязательно должна быть задернута с равными промежутками. Пока меня не было, в серванте чашки переставили - надо вернуть на место. Комнаты детей заросли ненужными предметами, которые еще вчера были замками и гаражами в их фантазиях, - надо все разобрать. (Смеется.) Когда мои ребята приходят из школы и видят в дверях мусорные пакеты, говорят: «О, мама приехала!». А я помню с детства, как в старых квартирах на антресолях хранились какие-то коробки, висели в шкафу дедушкины довоенные пальто, пропахшие нафталином… Поэтому стремлюсь расчищать завалы. Дети вырастают - их вещи сразу же находят новых владельцев. Хотя какие-то дорогие памятные сувениры я храню в специальной коробочке: их рисунки, записки, открытки на 8 Марта…

- Вы романтичный человек?

Сентиментальный: меня трогают грустные фильмы или книги. Но во мне преобладает материальное понимание жизни. Я люблю комфорт, и зачастую мое отношение к человеку тоже выливается в материальном эквиваленте. Увы! Подарки я стараюсь выбирать практичные. (Смеется.) Еще романтики склонны к постоянным душевым страданиям, а я не хочу страдать, мне надо, чтобы все было хорошо.

- А в браке нужна романтика? Стоит что-то придумывать, чтобы дать новый импульс отношениям?

Придумывать - точно нет. Хочется ухаживать за отношениями, как за драгоценной вазой. Ведь если ее не чистить, не полировать, не ставить туда цветы, она покроется слоем пыли. А по неосторожности ее вообще можно разбить. Так рисковать отношениями желания у меня нет. Встряхивать их, добавлять перца - увольте! Наоборот, стараешься сохранить то, что имеешь. С возрастом для меня приобрели особую ценность уважение, взаимопонимание, комфорт существования рядом.

- Вы сейчас нравитесь себе больше, чем в юности?

В чем-то больше, в чем-то меньше. Всему свое время. Когда ты молода, то чаще всего собою недовольна. Больше обращаешь внимание на собственные недостатки: не нравится нос или фигура кажется не такой стройной. А взрослея, начинаешь ценить красоту не внешнюю. Я восхищаюсь Джулией Робертс: она уже не девочка, нет обаяния молодости, но от нее идет сияние, свет. Хорошо, когда ты осознаешь, что развиваешься в нужном направлении. Мне нравится то тело, в котором я нахожусь, мои помыслы, мое сознание. Мне с собой комфорт-но. Но при этом той прелестной двадцатилетней Екатерины Климовой, которая могла любоваться травинкой с ползущей по ней божьей коровкой, уже нет. (Улыбается.) Может, в старости снова буду наблюдать за букашками и писать стихи…

Не возникает у вас чувства профессиональной ревности, когда кто-то получил роль благодаря своей внешности, молодости?

В театре точно такого не бывает. Наоборот, я прошу, чтобы кто-то дублировал меня в спектаклях, потому что периодически ухожу в декрет. (Смеется.) Никогда не цеплялась за роль. А в кино порой переживаешь, что куда-то не утвердили. Но потом я поняла: если роль не твоя, она твоей не будет. Все, что ни делается, к лучшему. Если бы меня взяли в тот проект, не случилось бы другого, гораздо более интересного. К тому же у меня столько работы, что некогда размышлять на подобные темы.

- В театре сразу чувствуешь реакцию зала. В кино - не так…

Тут такая проблема. Между актером и зрителем много посредников. Я всегда про себя думала: допустите меня до зрителя, и мы поймем друг друга. (Смеется.) Но в начале карьеры ты - это не ты. Как-то одевают не так, ты произносишь текст, который тебе написали, и не смеешь перефразировать его, безропотно выполняешь волю режиссера. Лишь постепенно, шаг за шагом, становишься собой. Говоришь: а можно я вот такую юбку надену, мне эта длина не идет? А можно я эту фразу произнесу с тем же смыслом, но немного по-другому? И пока ты такая как есть дойдешь до зрителя, может пройти немало времени. Не у каждого хватает сил сохранить себя, поверить, что ты вообще существуешь. Начинаешь подстраиваться под мейнстрим: ой, а вот сейчас же модны пухлые губы - давай и я себе увеличу? А может, сыграть в пошлой пьесе и раздеться догола? Или поменять ориентацию? Тогда я понравлюсь?.. (Смеется.)

- Это как найти своего мужчину.

Мужчина-то один, а зрителей много. Но в принципе - да. Рецепт «оставаться собой» может быть применим ко всему. Разумеется, нельзя распускаться, становиться самодовольным, непробиваемым, негибким эгоистом.

- Что глобально заставило стать актрисой - желание популярности, любви?

Не могу сказать, что в детстве я очень активно проявляла творческие способности. Наоборот, я была закрытым, тихим ребенком. Порой просила подружку хлеб купить. Стеснялась сказать на кассе: «Мне буханку белого и половину черного». Я всегда думала, что в эту профессию меня привел случай - повезло. Сейчас понимаю, что все-таки изначально нам предопределен какой-то путь. Интересно, что на самых ранних детских фото у меня везде заплаканное лицо. Мама рассказывает: «Непонятно, но почему-то, когда на тебя наставляли камеру, ты начинала плакать». Может, я уже тогда что-то знала про эту девочку, видела, что в будущем мне предстоит много сниматься, а в тот момент еще была не готова к пристальному вниманию: не накрашена и не наряжена! (Смеется.)

- Вы довольны тем, как складывается ваша творческая судьба?

Да. Иногда мне кажется, что я сплю, все это происходит не со мной. Сложно давать отчет каждому дню. Мы смотрим на себя в зеркало и не замечаем, как меняемся. Но если бы меня сегодняшнюю, такую популярную актрису, показали той двадцатилетней Кате Климовой, она бы не поверила, наверное. Если оценивать объективно мою карьеру, она сложилась удачно. Мне кажется, у меня довольно разноплановые роли. И, наверное, ни один персонаж ко мне не привязался. У меня нет непомерных амбиций - покорить Голливуд например.

- Как вы считаете, кино кому-то помогает жить?

Сейчас благодаря соцсетям можно многое узнать о себе и о своей работе. (Улыбается.) Иногда я получаю интересные письма. Не про то, что вот «я тоже хочу быть актрисой» или «где вы такое пальто купили, в котором снимались в "Елках»?«. Бывают конструктивные замечания. А порой кто-то признается, что наша картина помогла ему решить личную проблему, изменила жизнь. И тогда у меня сразу будто крылья вырастают. (Улыбается.) Я всегда стараюсь себя так настраивать: если меня тронула эта история, она и зрителя не оставит равнодушным.

- В чем-то вы ощущаете свой возраст?

Я стала серьезнее. Но в душе я остаюсь маленькой девочкой, которой хочется и поспать подольше, и погулять, но, увы, есть ответственность. Возраст ощущается в том, что ограничиваешь себя в мечтах. Сразу начинаешь спрашивать себя: а ты точно этого хочешь? А ты понимаешь, что для этого придется сделать? Конечно, у меня есть мечты, но они другие - чтобы все были здоровы и счастливы и воцарился мир на земле. (Смеется.)

- Неужели все так серьезно? А с подружками в кафе сходить, попеть в караоке?..

Есть подружки, с которыми дружим много лет, и новые появляются. В принципе я открытый человек, но сейчас не могу так горячо поддерживать отношения, как когда-то. Когда есть возможность, мы с девочками встречаемся. Но я, наверное, друг такой же, как мать и жена: не самый завидный вариант.

Одна ваша коллега рассказывала, что когда в работе все на твердую "пятерку», надо переключиться на семью, где все на «тройку», подтянуть там и снова вернуться к работе…

Так мило звучит в теории, но на деле это невозмож-но. Бывает, что сразу наваливается по всем фронтам, и тогда одни колы по всем предметам. «Пятерка» - это результат не сегодняшнего дня. Ее получаешь, когда долго, упорно работаешь. И я не понимаю, как это - сегодня на «троечку»? Я не умею в работе не затрачиваться. До сих пор у меня такое волнение перед выходом на сцену, что мне кажется, будто сердце разорвется. В такие моменты не знаю, почему я вообще занимаюсь этой профессией. (Смеется.) И что касается воспитания детей, эту «пятерку» тоже зарабатываешь не сразу. Но так приятно, когда кто-то говорит: «Какие у вас хорошие дети!». Значит, были посеяны нужные зерна.

Подружки подшучивали над Катей: ветреница так часто бросала то, чем ещё вчера «горела»… Вышивание и фигурное катание, лёгкая атлетика и кружок кройки и шитья... Однажды она за компанию поехала с одноклассницами поступать на подготовительные курсы во ВГИК. Приняли только её. Все думали - это ненадолго...

Беседовала Ольга Генина

Но оказалось - надолго и всерьёз. Катя окончила Щепкинское училище с «красным дипломом» и сегодня знаменита на всю страну. За спиной шипят - красивая, потому и счастливая. И роли у неё главные, и муж знаменитый, и дети растут, и достаток есть. А у Екатерины свой рецепт: не в красоте дело, а в умении радоваться жизни и... совершать подвиги.

«У тебя же трое детей, Катя!»

- Екатерина, правда, что в вас течёт цыганская кровь?
- Да, моя прабабушка по отцу была таборной цыганкой. А цыганская кровь знаете, какая сильная! Через много поколений передается. Я обожаю ездить на гастроли - кочевой образ жизни у меня в крови. Люблю украшения и яркие наряды, чем вычурнее, тем лучше. Терпеть не могу строгие костюмы, рубашки и скучные цвета в одежде. У вольных народов такой девиз: «Украшения должны быть драгоценными, и их должно быть много, а меха - только натуральные». И я их очень хорошо понимаю. (Смеётся.) Если золото, то белое или жёлтое. Если камни, то сапфир, бриллиант и изумруд. Причём я не разделяю мнения некоторых дам о том, что бриллианты нужно держать в сейфе и носить только по праздникам. Драгоценные камни и вместе с простыми джинсами смотрятся умопомрачительно.

- Вы сейчас рассказываете как будто не про себя - в кадре вы практически всегда строги и изысканны.
- Это вынужденно. Я в первую очередь мама, во вторую - актриса, и только в пятую-десятую - девушка с цыганской кровью. Я вобрала черты многих национальностей. Иногда во мне просыпается такая безбашенность, такая энергетика, что сама ужасаюсь - прыгаю с парашютом, летаю на параплане, гоняю на мотоцикле, причём задом наперед, спиной к рулю. Потом ругаю себя сильно - у тебя же трое детей, Катя! Что ты вытворяешь? Из-за смуглой кожи я никогда не обгораю на солнце, но и не краснею, хотя иногда так хочется стыдливо залиться румянцем и опустить глаза долу - такое умение очень полезно в актерской профессии.

- Как домашние реагируют на такой взрывной характер и темперамент?
- Игорь (муж актрисы, популярный актёр Игорь Петренко. - Авт.) долгое время вообще смотрел на меня с испугом и подозревал, что я душевнобольная. А я так привыкла - у нас в семье всегда бушевали итальянские страсти, практиковалось выяснение отношений, бурное проявление чувств. У мужа же, напротив, очень спокойный, выдержанный характер, он не привык громко радоваться или печалиться, целоваться или ругаться. Зато я могу со всей силы кинуть бутылочкой с детским соком в лобовое стекло автомобиля и разбить его. Или, разозлившись, сказать, что мне всё надоело, и я ухожу навсегда. Напялить сапоги на босу ногу, накинуть куртку прямо на домашнюю одежду и уйти в ночь.

- Не очень умный поступок...
- А женщина и не должна быть умной. Я имею в виду ум академический или эрудицию - как вам будет угодно. Ни к чему нам хорошо разбираться в политике, высшей математике, физике
или устройстве автомобиля. Женщина не должна за пять минут разгадывать любой кроссворд. А вот быть мудрой, сообразительной, доверять интуиции и слышать голос сердца, а не разума, - это да. Женщине положено быть красивой, обаятельной, симпатичной или милой, с изюминкой, но не «идеально великолепной». Потому что горе - оно от ума. А классическая красота без внутреннего наполнения - быстро становится скучной и неинтересной.

«Только ленивый не обсуждал роман Петренко с красавицей-полячкой»

- Легко ли оставаться интересной для своего мужчины, когда у тебя трое детей и куча домашних забот?
- Почти невозможно. Но нужно. Раньше я думала, что рожу детей только лишь после того, как получу пару-другую «Оскаров». Но малыши рождались, не спросив нашего разрешения, и полностью изменили все мои представления о жизни и карьере. Мне гораздо важнее состояться как маме, а не как актрисе. Хотя, чего греха таить, когда я родила Матвея, предложений в кино стало очень мало. И я страшно переживала по этому поводу, цеплялась за любую возможность выйти на сцену, срывалась на домашних, хотя те переживали чуть ли не больше меня самой. В этом и есть секрет того, как оставаться интересной и не закиснуть в быту - стараться развиваться, расти, совершать подвиги. Пусть маленькие, пусть незаметные, но это твои личные подвиги и твои достижения.

- Зато вы много снимались, будучи беременной.
- Такая вот ирония судьбы. Режиссёры уже привыкли к тому, что Климова находится в перманентном состоянии беременности, и предлагали мне роли, которые подразумевали такое интересное положение героини. В картине «Мы из будущего» я снималась «на седьмом месяце», и вся съёмочная группа ходила вокруг меня на цыпочках - то приносили домашний творог с мёдом, то развлекали, то давали отдохнуть больше, чем остальным.

- Кстати, о развлечениях - почему вас не видно ни в одной передаче типа «звезды на льду» и тому подобных?
- Так я же постоянно беременная! Либо с животом хожу, либо после родов отхожу. (Смеётся.) Может быть, мне и было бы это интересно - я же жутко азартный человек! Но участие в таких передачах предполагает полную самоотдачу. А у меня семья на первом месте - о какой самоотдаче может идти речь... Тем более что вокруг всех этих шоу - сомнительные любовные истории, романы, измены. Я не хочу никого провоцировать и вообще создавать прецедент вокруг своего имени. Чтобы даже никто не заикнулся ни о чём.

- А что, супруг ревнует?
- Да какое там, Игорь настолько уверен во мне, а самое главное, в себе, что о ревности и речи быть не может. Даже обидно немного.

- А вы ревновали мужа к его работе, партнершам?
- К работе ни в коем случае, я же понимаю, что Игорь у нас добытчик, глава семьи. Чем больше и лучше он будет работать, тем больше достатка будет в семье. Он и рад стараться - не жалеет себя совсем. Я считаю, что у меня не три, а четыре ребёнка, потому что за мужем приходится следить так же, как и за сыновьями - то он руку сломает, то ногу вывихнет, то простудится, потому что в одних штанах по съёмочной площадке на морозе бегает. Что поделаешь, это мужчины - у них такой способ расслабляться и очищаться. А ревность к партнёршам -это сложный вопрос. Я ревнива до умопомрачения, тем более что не раз видела, с какой симпатией к Игорю относятся женщины. Как известные актрисы, так и совсем молоденькие девочки-поклонницы.

- Даёте волю своему темпераменту?
- В таких случаях пытаюсь сдерживаться, насколько это возможно. Стараюсь брать пример с мужа. Ни в коем случае не контролирую Игоря, а, напротив, предоставляю ему полную свободу действий. Даже если на площадке между ним и партнёршей произойдёт что-то похожее на влюблённость, он всё равно вернётся домой - этого мне достаточно для того, чтобы быть относительно спокойной. Хотя бывают исключения... Одна поклонница, молоденькая девочка в короткой юбке, подошла к нам с мужем после спектакля и, ни капли не смущаясь, предложила Игорю: «Я приглашаю вас к себе в номер». Потом посмотрела на меня и снизошла: «Вы тоже можете пойти». И смех и грех. После премьеры «Тараса Бульбы» только ленивый не обсуждал роман Петренко с красавицей-полячкой Магдой Мельцаж. Да и я сама видела, что такую любовь на экране невозможно сыграть без симпатии в жизни, только настоящие чувства делают подобные эпизоды до звона искренними, щемящими. На премьере фильма, когда я крупным планом увидела влюблённые глаза Магдалены, напилась от волнения почти сразу же.

- Когда вы встретились с Игорем и влюбились друг в друга - оба были несвободны...
- Есть вещи судьбоносные - от них никуда не денешься. Вот у нас была именно такая. Действительно, было трудно в той ситуации, сейчас даже вспоминать не хочется. Мой первый муж Илья совсем не понимал, что со мной происходит, терпел перепады настроения, постоянное мое отсутствие. Даже не физическое, а мысленное - я постоянно думала об Игоре. Но приходила домой, видела, как муж спит в обнимку с дочкой, и понимала, что не могу просто так взять и уйти от него. Мучительно долго длилась эта ситуация, а когда я во всём призналась родителям, стало ещё хуже. Мой папа кричал так, что впору было затыкать уши и бежать прочь. Он готов был крушить мебель, посуду, меня. Это было страшно. Мама советовала образумиться ради ребёнка, но я приняла решение и не собиралась его менять. Не думайте, я прекрасно понимаю свою вину и готова за неё нести ответственность. Я понимаю, что, возможно, лишила свою дочь полноценного общения с отцом. Но ни одна пара ещё не стала счастливой только лишь от того, что муж и жена остались друг с другом из-за ребёнка.

Нагадала сына на Рождество

- Вот сейчас вы не беременны. Во многих ли проектах задействованы?
- В наступающем году выйдет пять фильмов с моим участием. Обязательно посмотрите «Матч» - это серьёзная, сильная история о знаменитом «матче смерти» в оккупированном Киеве между украинскими футболистами и немецкой командой «Люфтваффе». Немцы требовали от наших проиграть под угрозой расстрела, но ребята выиграли со счетом 5:3. После игры вся команда была вывезена в Бабий Яр и расстреляна. Ещё фильм «Синдром дракона» Николая Хомерики обещает сильные впечатления - это такой детективный триллер. Не очень российский жанр, но тем и интересен.

Многие актёрские семьи распадались из-за ревности супругов к славе друг друга - у кого больше ролей, работы...
- Глупо соревноваться. Даже если у меня ролей и сценариев больше, то у Игоря они явно сильнее, серьёзнее. Он более «дорогой профессионал», нежели я. Он и добытчик, и глава семьи. У меня было время, когда я только в одном спектакле была задействована, и всё. Никаких предложений, ни одной роли. Нереализованность сводила меня с ума. Между покупкой продуктов и возней с детьми я просто сходила с ума, рвала и метала. А у Игоря - картина за картиной. Он соглашался даже на сомнительные роли, понимая, что на его плечах груз ответственности за меня, за детей, за наших родственников, за наш дом. Он рисковал своей актёрской репутацией и именем, но всякий раз играл так, что за него не было стыдно, и весь проект приобретал совсем иное наполнение. Он требует, чтобы я бралась только за стоящие, интересные роли, ведь мне-то как раз не надо заботиться о финансовом благополучии семьи.

- Скажите, а кто сегодня занимается хозяйством в вашей семье? Например, покупает продукты?
- Мы сами вместе c мужем и покупаем. Ездим на рынок и в супермаркет за мясом и овощами. Чай, не баре. (Улыбается.)

- Вы не считаете себя сериальной актрисой?
- Это почему же? У меня достаточно «полных метров». Но против сериалов я ничего не имею. Раньше их снимать не умели, ставили на поток, совершали ошибки, ориентировались на невзыскательную публику. А сегодня режиссёры научились снимать истории, которые ничем не уступают полнометражным картинам. А иногда даже и превосходят их.

- Трудно справляться с тремя детьми и быть востребованной актрисой одновременно?
- Очень часто бывает так, что я просто разрываюсь: то ли мужа завтраком кормить и провожать на работу, то ли дочке Лизе косу заплетать и платье гладить. То ли Матвея к бабушке отводить, то ли Корнея к врачу везти... А когда дома никого не остаётся, с ужасом понимаешь, что уже на полчаса опаздываешь на съёмки, и начинаешь носиться по квартире, выбирая между желанием сделать маску, принять душ и необходимостью сделать эпиляцию, потому что сегодня как раз намечаются съёмки постельной сцены. (Смеётся.) Трудно? Очень. Откажусь ли я когда-нибудь от этого? Да ни за что на свете!

- Это правда, что когда вы рожали Матвея, младенца принял Игорь? И что младшего Корнея вы сами себе нагадали?
- Матвей действительно решил появиться на свет внезапно, и кроме мужа никого рядом не оказалось. Игорь не растерялся, принял роды, перерезал пуповину, а потом двое суток с перепуга спал как убитый. А Корнея я «увидела» на Рождество - расплавленный воск в воде превратился в фигурку Девы Марии с младенцем. Тогда я совершенно не планировала рожать третьего ребёнка, но, как оказалось, на момент гадания была беременна Корнеем.

- Но семья все равно на первом месте?
- Знаете, много лет назад я бы ответила,что состояться в профессии - это самое важное. Нас в театре учили, что у великой Ермоловой не было детей, и это истинное служение искусству, это круто. Я верила. А сейчас для меня важнее всего - быть женой и мамой.

- Катя, чего еще вы не пробовали в профессии, но что хотели бы обязательно сделать?
- Я бы хотела сыграть героиню, на которую ничем не похожа - ни внешностью, ни голосом, ни характером, ни биографией. Чтобы долго изучать этот персонаж, фактически стать им. А потом посмотреть на себя на экране и воскликнуть: «Кто эта женщина?»...

«Мы с Игорем были как два магнита, которые притягивались друг к другу до тех пор, пока кто-то не перевернул их обратными сторонами. Не получалось сблизиться даже на миг, чтобы элементарно принять решение», - рассказывает .

Счастье и любовь, наши прекрасные дни - вот что хотелось бы оставить в памяти о бывшем муже. У меня нет обиды на Игоря и уж тем более ненависти. Больше скажу: сама готова попросить у него прощения за моменты, когда, возможно, неправильно себя повела. Но для этого нужно хотя бы поговорить. А финального разговора у нас, увы, так и не было. Теперь же точка поставлена, страница перевернута. У каждого давно своя любовь, своя судьба... Возникает логичный вопрос: а нужен ли сейчас этот разговор? Нужен. Ведь у нас двое прекрасных сыновей, за которых Игорю громадное спасибо и с которыми, я надеюсь, общение его будет частым. Значит, нам необходимо находить точки соприкосновения, несмотря на то что наша общая жизнь перестала таковой быть.

И еще хотела бы прояснить кое-что для «сочувствующей» аудитории. Честно говоря, до того как мы с Игорем Петренко и об этом написали, даже не представляла, что я настолько публичная персона. Да, востребованная актриса, может быть, с запоминающимся лицом... Но все же не настолько знаменитая, чтобы все так сильно переживали за мою личную жизнь. И новое мое замужество, несмотря на то что вроде расставило точки над i и были получены ответы на важные для общественности вопросы, эта самая общественность восприняла неоднозначно: мол, как-то быстро она... Действительно, ведь и не погоревала толком! Только жизнь гораздо объемнее, чем светская хроника. И кому было бы легче, если б я посадила себя в лужу, посыпала голову пеплом и рыдала сутками напролет? Мне? Детям моим? Вот уж вряд ли!

Иногда бывает, что судьба складывается вовсе не так, как ты мечтала. И сделать тут ничего нельзя. Она просто такая. И все, что ты можешь, - это вписаться в данную систему координат. Или не вписаться...

Когда я уходила от первого мужа, потому что полюбила Игоря, Петренко подарил мне музыкальный диск «Реквием по мечте». Очень сильная, но депрессивная музыка. Мы долго шутили на тему: нашел, что подарить девушке! Состояние мое было сложным - понимала, что поступаю нехорошо по отношению к Илье, дочери, но новое чувство оказалось настолько сильным, что иначе я не могла. Это была настоящая любовь, казалось, что на всю жизнь!

И кто бы мог предположить, что и от Игоря я тоже уйду сама, но настолько все это по-другому будет выглядеть и чувствоваться... Вот тут «Реквием по мечте» точно был бы в тему. Впереди ждали пустота и неизвестность. Будущее виделось смутно, даже сбережений на аренду дома для моей многочисленной семьи было впритык. Но если бы я не ушла тогда, в обычный ноябрьский день, дальше была бы только какая-то сплошная трагедия. Со мной точно могла случиться беда! Я бы заболела. А может, и умерла бы... Нельзя все время существовать на надрыве. Это выматывает, забирает силы. Но даже не понимая, смогу ли я все изменить и разлюбить этого человека, как Мюнхгаузен потащила себя за косичку. Потому что жизнь все-таки больше, чем любовь!

Актриса Екатерина Климова родилась 24 января 1978 года в Москве. У нее множество ролей и на сцене, и в кино, она давно и прочно вошла в число самых красивых и узнаваемых российских актрис. Но, пожалуй, не меньшую популярность, чем роли в кино и спектаклях Театра Российской Армии, актрисе принесли перипетии в ее личной жизни.

Целовались в подъездах

Первым мужем красавицы стал Илья Хорошилов , ювелир и актер. Это была первая серьезная любовь для обоих — они познакомились, когда им было по 15 лет, целовались в подъездах и мечтали о совместном будущем. Как только Екатерина закончила театральный вуз, они поженились и родили дочку Елизавету . Но, к сожалению, мечтам о счастливой семейной жизни не дано было сбыться — брак просуществовал всего два года, распавшись из-за конфликтов.

Вторым серьезным отношениям актрисы суждено было сложиться с актером Игорем Петренко . Они познакомились на съемках сериала «Лучший город Земли». По признанию Игоря, Екатерина сразу безумно ему понравилась. Но он, будучи женатым, не позволял себе тогда делать какие бы то ни было шаги в сторону Кати. Год он мучился, думал о Климовой и, наконец, поняв, что с чувствами ему справиться не удастся, позвонил бывшей партнерше по фильму... Они встретились и уже больше не расставались. Своей бывшей супруге Ирине Леоновой-Петренко сообщил, что влюбился, но врать и жить на две семьи не может... Начав жить в гражданском браке, Игорь и Екатерина пребывали на седьмом небе от счастья, у Петренко сложились добрые отношения с дочерью Климовой от предыдущего брака. Потом и в этой семье дважды случилось пополнение — Климова родила сыновей Корнея и Матвея . Семья артистов считалась одной из самых красивых в нашем кино и даже получила премию «Пара года» в позиции «Гармония» 2010 года.

Актеры Екатерина Климова и Игорь Петренко, 2010 г. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Под венец не торопился

Однако не все было так гладко и сладко, как казалось окружающим. Во-первых, Игорь не стремился официально оформить отношения, что задевало Климову. И только спустя продолжительное время (под ее нажимом) брак был оформлен. Во-вторых, ходили многочисленные слухи о том, что Петренко выпивает, а в состоянии алкогольного опьянения может и руку поднять. В-третьих, Екатерина больше не могла терпеть измены мужа. Она призналась в интервью: «Вот смотрю на жен некоторых знаменитых ловеласов — и выглядят прекрасно, и говорят отлично, и столько за ними выдержки и мудрости стоит! Из меня такой правильной жены звезды не вышло. Возможно, этот вариант изначально не мог стать моим, потому что я сама актриса. Или не хватило каких-то качеств — той же мудрости, например.

У нас, надо сказать, вообще очень активные женщины. Они всегда кружили вокруг Игоря, а некоторые особенно отчаянные, конечно, и пикировали на объект! Актер. Популярный. Харизматичный. Мужчина. Как тут не пикировать? Кроме того, все мы знаем, что красивый муж — это чужой муж.

Как-то мы с Игорем были на гастролях в Иркутске с нашим совместным спектаклем „Ленинградский романс“. После нас пригласили в гости друзья. Часа в два ночи, выходя из подъезда, увидели замерзших барышень с окоченелыми цветами: зима же, да и Иркутск — не Сочи! Девушки стали наперебой звать Игоря в общежитие, в котором, очевидно, обитали. „Вы можете тоже поехать“, — благосклонно сказала одна из них мне. Таких случаев было столько, что все и не упомнишь... И надо быть поистине святым, чтобы справляться с таким отчаянным женским вниманием!»

По признанию актрисы, она постоянно смотрела на кинопартнерш Игоря «сканирующим» взглядом — она или не она с ее мужем в этот раз? Понимая, что делать этого не нужно, Климова, тем не менее, не могла удержаться и проверяла телефон мужа, прекрасно понимая, что именно она там найдет. Но снова и снова проверяла. И находила.

Окончательно стало понятно, что вместе жить дальше уже невозможно, когда Петренко начал сниматься в сериале о Шерлоке Холмсе. Уезжая на гастроли, актер отключал телефон, и Климовой оставалось лишь сходить с ума от одиночества и ревности. По словам актрисы, она и сама, будучи творческим человеком, понимала, что можно увлечься съемочным процессом и отключиться от реальности. Но тут складывалось впечатление, что она вышла замуж за космонавта — телефон Петренко вообще не был доступен в течение нескольких месяцев...

Когда при встрече Климова говорила мужу, что ничего хорошего в их отношениях уже давно нет и им надо расстаться, а Петренко — съехать из дома, Игорь отвечал: тебе надо — ты и уезжай. Но актриса не знала, куда ей деваться со всеми детьми и няньками...

И все же однажды она ушла в никуда, поняв, что иначе погибнет.

«Впереди ждали пустота и неизвестность. Будущее виделось смутно, даже сбережений на аренду дома для моей многочисленной семьи было впритык. Но если бы я не ушла тогда, в обычный ноябрьский день, дальше была бы только какая-то сплошная трагедия. Со мной точно могла случиться беда! Я бы заболела. А, может, и умерла бы. Нельзя все время существовать на надрыве. Это выматывает, забирает силы», — рассказала одному журналу актриса.

Справедливости ради нужно сказать, что у Игоря Петренко на всю эту историю с разводом совсем иная точка зрения. Он подчеркивает, что изменял не он, а она — с солистом группы «Челси» Романом Архиповым , о чем свидетельствовали фото в Сети, сделанные в Лас-Вегасе, где Климова была на съемках картины «Любовь в большом городе». Роман и Екатерина на этих фотографиях страстно целовались прямо на вечеринке.

Фото: www.globallookpress.com / German Rovinskiy

«Она — святая женщина!»

«Я готовился к ее приезду из Лас-Вегаса, до этого мы долго не общались, — рассказывал одному интернет-порталу актер. — Я привел нашу квартиру в порядок, накупил новой мебели. Короче, готовил ей сюрприз. И тут случайно в интернете увидел этот ролик. Честно говоря, хотелось крушить все вокруг. Ну, собственно, что я и сделал». И добавил, что виновным считает самого себя: «Я сам виноват в том, что случилось. Целиком и полностью. Поверьте, она святая женщина. Лучше нее, наверное, нет матери и жены на этом свете. Но случилось то, что случилось».

После официального развода с Петренко Климова недолго была одна и вышла замуж за молодого актера Гелу Месхи , в жилах которого течет грузинская, русская и испанская кровь. Широкому зрителю Месхи известен по ролям в картинах «Гамлет. XXI век» Юрия Кары , «Взрослая дочь, или Тест на...» Мгера Мкртчяна , «Комедианты» Александра Галибина и Игоря Волосецкого . Но, пожалуй, наибольшую известность Геле принесли роли в сериале «Физика или химия» о современной школе и телефильме «Сын отца народов» о драматической судьбе Василия Сталина .

В 2013 году Гела и Екатерина снимались во Львове в сериале Сергея Гинзбурга «Волчье сердце».

В программе Ивана Урганта Месхи признался: «Я увидел Катю впервые на пробах и сразу впал ступор, потому что она безумно красивая женщина. Да еще и талантливая. Меня колошматило... Я постоянно тянулся в сцене целоваться, хотя она должна была целовать меня».

Екатерина Климова и ее супруг актер Гела Месхи. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Предложение Гела Кате делал дважды. В свадебное путешествие молодожёны отправились на Аляску кататься на снегоходах и упряжках хаски. Через несколько месяцев после росписи в ЗАГСе у них родилась дочка Бэлла , невероятно красивая девочка, по признанию Климовой: «Она себе нравится. Целует себя в зеркале».

«Новое мое замужество общественность восприняла неоднозначно: мол, как-то быстро она... — Рассказывала в интервью Климова. — Действительно, ведь и не погоревала толком! Только жизнь гораздо объемнее, чем светская хроника. И кому было бы легче, если б я посадила себя в лужу, посыпала голову пеплом и рыдала сутками напролет? Мне? Детям моим? Вот уж вряд ли!».

Сегодня семья живёт с четырьмя детьми в загородном особняке Климовой.

Актриса Екатерина Климова признается, что находится на распутье и переживает тот самый момент, когда женщина ощущает наступление нового этапа в своей жизни. Но сама по этому поводу особенно не переживает, поскольку считает многие свои мечты сбывшимися, а цели – достигнутыми.

Как вам кажется, насколько вы сейчас развиваетесь в верном направлении?

У меня сейчас странное мироощущение. Не могу сказать, что оно очень солнечное и позитивное или, наоборот, депрессивное. У меня в жизни такой этап, когда я знаю, что ничего не знаю, и я перестала по этому поводу переживать, просто ощутила фатальность происходящего. И если раньше я предъявляла всем гамбургский счет и понимала, что мне тоже нужно соответствовать, то сейчас стала многое прощать себе и окружающим.

Не хочу ничего доказывать, не хочу обижаться и требовать себе что-то от этого мира. Знаете, это как в детстве: хочешь пойти на улицу, а там дождь. И если тогда это так расстраивало, что жить не хотелось, то сейчас - миришься с этим, ведь ничего не изменить.

Вы помудрели?

Безусловно. И повзрослела. Это отчасти благодаря моей профессии. Мне посчастливилось переиграть и пережить разных персонажей. Судьбы моих героинь, их поступки, платья – все это примеряешь на себя, и значимость своего Я нивелируется.

Я сейчас не про самооценку говорю, а скорее про переживания, связанные с проблемами и трудностями конкретного персонажа Екатерины Климовой. Некий взгляд со стороны, над ситуацией. Это позволяет не копить в себе обиды и гнать подальше маргинальные мысли.

Опять работа? А отдых для вас не повод перезагрузиться?

Конечно. На меня сильно повлияли каникулы на Бали. Поездка организовалась случайно, в последний момент. Как говорится, упала на хвост друзьям и не пожалела об этом ни разу. Не буду описывать местные красоты и достопримечательности – все это было восхитительно.

Что больше всего поразило – там все тебе улыбаются. Но улыбаются не так, по-американски, будто им от тебя что-то надо, а иначе – какой-то детской улыбкой. Дело в том, что там все ощущают себя букашками, они понимают, что их может смыть каждую минуту, и улыбаются потому, что им так проще жить.

У них похороны – самый большой праздник. Я в первый раз увидела процессию и решила, что это свадьба каких-то местных богачей. А это оказались похороны бедняков. На эти праздничные похороны они копят всю жизнь.

И я не заметила, когда наступил тот момент, когда я сама начала всем улыбаться этой особенной балийской улыбкой.

Как вы думаете, можно ли остаться ребенком в душе, живя в городских джунглях? Да и надо ли?

У мужчин, мне кажется, эта программа заложена на уровне самосохранения. Люблю по этому поводу цитировать мою героиню из фильма "Икона сезона": "Все мужчины – вечные дети… ребенок, ребенок – а потом бац, и уже старик!" У женщины в большинстве своем взросление происходит раньше и, конечно же, глобальнее. По крайней мере, я всегда чувствовала себя старше своих сверстников. И мои лучшие подруги на протяжении всей моей жизни были намного меня старше. Не потому, что я боялась, будто они уведут у меня мужа, – это повелось с детства.

Может, повлияло то, что проводила много времени в компании своей старшей сестры Вики (конечно, если меня туда брали). Странный мы народ, женщины. Нам первую половину жизни хочется стать старше, а вторую – наоборот.

Скажите, есть ли у вас свои секреты красоты?

Да, и это счастливое совпадение с новой серией съемок для "Гарньер Колор Нэчралс". Я стала лицом этой марки два года назад, и вот это (откидывает назад свои роскошные блестящие локоны) – результат нашей работы для нового рекламного ролика.

Знаете, я никогда не была сумасшедшей в плане выбора стилиста, могу заехать на укладку в совершенно незнакомый мне салон красоты. И потому считаю большой удачей для миллионов российских женщин высокое качество этой краски. С ней каждая будет сама себе стилистом.

Бывает, у девушек наступает кризис среднего возраста. Но вам-то, я думаю, рано об этом думать. Да и зачем? Вы производите впечатление успешной молодой красивой женщины…

Спасибо. Многие мои мечты сбылись. И даже больше того, о чем мечтала. Но поверьте, что и меня тоже, бывает, накрывает: вот так вот иногда лежишь в своем отдельном СВ или едешь на хорошей машине и задумаешься: а об этом ли я мечтала? Хроническая усталость, опять заболели дети, всех денег не заработаешь, а время летит, а жизнь-то проходит… И если бы не профессия, в которой, как в топке, сгорают все мои ужасы, обиды и страхи, думаю, я была бы более подвержена всякого рода кризисам.

За это я очень благодарна судьбе и в процентном соотношении большую часть времени провожу в благостном состоянии. А возраст? Надеюсь, что с ним сумею договориться. Главное – быть востребованной на работе и дома.

А над чем работаете? Какие фильмы с вашим участием ожидаете и нам советуете?

Только что закончили снимать летний блок в сериале "Распутин". Это было сложно, но очень интересно. Работали на площадке с такими партнерами, как Владимир Машков, Андрей Смоляков, Ингеборга Дапкунайте.

Это, конечно же, подарок от моего любимого режиссера Андрея Малюкова и продюсера Рубена Дишдишяна, которые доверили мне сыграть такую неоднозначную историческую личность, как Анна Вырубова.

Что это за персонаж?

Анна Вырубова сыграла важную роль в жизни императорской семьи. Она была фрейлиной Александры Федоровны. И, собственно, она и привела Распутина ко двору по просьбе государыни, так как цесаревич был неизлечимо болен.

Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне – таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август.

Именно со съемок Распутина, если я не ошибаюсь, вас не отпустили в этом году в жюри "Кинотавра"?

Да, я, конечно, очень расстроилась. Для меня это была бы огромная честь. Но в глубине души я понимала, что выпадать из атмосферы такого сложного процесса и материала в вечный праздник "Кинотавра" было бы неправильно.

Кстати, о вечном празднике. Полтора года назад на фестивале "Кинотавр" в Сочи я сидел глубокой ночью в ресторане гостиницы "Жемчужина", когда туда завалилось три десятка кинематографистов и среди них были вы. Теперь ресторан на ночь закрывают. Поговаривают, что из-за того случая.

Я прекрасно помню этот вечер. Мы ввалились туда, как вы говорите, в поисках караоке. Нам хотелось петь. Не вижу в этом криминала – испокон веков на Руси застолья сопровождаются песнями, плясками и драками. Но так как это был просто ресторан, пели мы а капелла, строили голоса очень красиво и, как наши предки, – без подстрочника караоке.

Танцевать нам было не подо что, драк тоже не затевали. И на всякий случай напоминаю, что я была с мужем. А что вы там делали, кстати, в столь поздний час? Может, ресторан закрыли после вашего визита? (Смеется.)

Хорошо, в этом году попеть, значит, не получилось? У вас ведь параллельно еще один проект? "Отмена всех ограничений", где вы снимаетесь вместе с Игорем Петренко.

Да, мы снимаемся с Игорем, чему я очень рада. Он – выдающийся актер и замечательный партнер. Спасибо нашему режиссеру Стасу Назирову за классный актерский ансамбль. Думаю, этот сериал полюбит массовый зритель. Душевная история. Все как в жизни – и смех, и слезы.

Посмотрим. Но это ведь еще не скоро? А что в ближайшее время появится с вашим участием на экранах?

Телесериал "Куприн". Я была занята в серии "Поединок". Роль Раисы Петерсон до меня играла Людмила Гурченко. Это характерный персонаж, так что пришлось немного похулиганить. Как говорится, не наиграешь – не сыграешь. Это еще один творческий подарок от Андрея Викторовича Малюкова. Мне там даже позволили спеть романс. Это счастье для актера.

Огромная разница – участвовать в шоу, где поешь и танцуешь, – в этом есть уже что-то спортивное. И совсем другое – делать это от лица своего героя в кино, театре. К сожалению, это бывает крайне редко.

Могли бы назвать роль, которую считаете своей вершиной?

Из театральных работ очень люблю спектакль, которого сейчас уже, правда, не существует, – "Ленинградский романс" по пьесе Алексея Арбузова "Мой бедный Марат" в постановке Петра Штейна. Пожалуй, моя первая драматическая роль в театре, хотя я и до этого много играла. Просто "шестидесятники", послевоенная драматургия очень мне близки своей человечностью, всепрощением.

Мне приятно говорить этот текст, переживать происходящее с моим персонажем, и я ощущаю, как зритель становится лучше, будто возвращается в детстве, обретает надежду и уходит совсем другим человеком.

Популярность мне принесла роль Натальи из "Бедной Насти", по-своему люблю эту работу. Она для меня знаковая. Конечно же, Ниночка из картины "Мы из будущего" – моя первая работа у режиссера Андрея Игоревича Малюкова, которая дала мне дорогу в кино. Но хочется верить, что лучшая роль еще впереди.

А ролью в третьей части "Любви в большом городе" тоже гордиться будете?

Да. Почему бы и нет? Это уже была сложившаяся история, полюбившаяся зрителям, и сценаристы посчитали нужным ввести еще одного персонажа, дабы не обделить любовью героя Филиппа Киркорова – святого Валентина. Хеппи-энд предполагает, что у всех должно быть все хорошо в жизни и в любви.

Мне было интересно еще и потому, что снималась картина в Америке – хотелось посмотреть, как у них там все в кино работает. Опыт получился забавным – партнеры на площадке все отечественные, а съемочная группа – почти полностью американская. Но трудностей перевода не возникало.

Кстати, об Америке. Сейчас ряд наших актеров – Светлана Ходченкова, Данила Козловский, Юлия Снигирь – неожиданно стали востребованны на Западе. Как вы это объясняете и нет ли желаний самой попробовать себя за рубежом?

Я уверена, что гений абсолютно заслуженно получает признание. Однако без труда ничего не выйдет – чудес не бывает, тем более в нашей профессии. Когда мы с тем же Козловским снимались в "Мы из будущего", то, пока все гуляли, он занимался английским, читал книги, не пил, не курил, грубо говоря – уже тогда работал на это будущее. И сейчас такое время, когда перед тобой открыты многие двери. Но, судя по тому, что я до сих пор не выучила английского языка, у меня пока таких амбиций нет.

Знание английского – эту проблему можно разрешить за несколько месяцев.

Это даже не проблема, просто я так живу – где родился, там и пригодился. Все, о чем мечтала, сбывается. А "Оскар" можно получить, снявшись и в российском кино.

Что дает основание актеру думать, что все получится?

Любой солдат хочет стать генералом. И любой человек, поступая в театральный институт, уверен, что, конечно же, он станет звездой, иначе бы он просто туда не пошел. Да, это самоуверенность, даже наглость, но без них – никуда. Поступление – твой первый взлет или твое первое падение. Для меня было самое страшное – не поступить в институт. Ведь после этого придется появиться в своем дворе, где будут сидеть твои друзья и посмеиваться: не поступила? Ну конечно, куда тебе!

Если ты прошел конкурс, значит, победил. Поэтому и говорят, что на первом курсе все – гении. На втором ты понимаешь, что ничего не умеешь. А дальше начинаются новые достижения: в театр приняли – хорошо. В кино снялся – тоже плюсик. И так всю жизнь. Мне хорошо запомнилась одна фраза в фильме "Хичкок": в Голливуде тебя ценят по последней работе, а не по тому, что ты сделал до этого.

О какой роли вы мечтаете?

Самый сложный вопрос для меня: какую роль вы хотели бы сыграть? Я никогда не мечтала о какой-либо роли. Если бы мне сейчас дали кучу денег и сказали снимать кино с собой в главной роли, я бы растерялась. Когда сам себе выбираешь роль, то пропадает интрига, – совсем другое дело, когда тебе кто-то предлагает ее: "Катя, прочитайте текст – я вас вижу в такой-то роли". Ты читаешь и пытаешься примерить эту роль на себя.

Это самое интересное. Не сразу понимаешь, как будешь играть, что хочет режиссер. Ты волнуешься, выходишь из зоны собственного комфорта, у тебя смещается сознание, и в результате что-то получается. Впрочем, это мои личные ощущения – может, кто-то скажет: да, Климова везде одинаковая.

Чего вы хотите от профессии в глобальном плане? Заработать много денег, получить "Оскар"?

"Во всем мне хочется дойти до самой сути – в работе, в поисках пути, в сердечной смуте". Это не я, это Пастернак. Лучше, чем он, я не скажу.

Конечно, я хочу и "Оскар" получить, и денег заработать. Я – классическая девочка, люблю спа-салоны, украшения, вещи, отдых. Правда, поймала себя на мысли, что, как только стала работать, у меня исчезли все хобби. Раньше-то, в детстве, как было: хватаешься за все.

Сегодня шьешь, завтра на лошади катаешься, потом стрижешь. И тут мне попалась профессия, которая позволяет попробовать разные виды деятельности ради роли. Нужно мне для конкретного персонажа танцевать – иду к хореографу. Нужно петь – беру уроки вокала. И личные увлечения ушли на второй план, а после того, как я обзавелась таким семейством, то и вовсе собственные интересы ушли на второй план – важнее, чем хотят заниматься дети.

То есть вы осваиваете какой-то навык для персонажа, а сыграв это, бросаете?

Бросаю. Умение никуда не девается, но и не развивается. И я благодарна тому, что в меня закладывали в институте, хотя многие навыки до сих пор не пригодились – мне, например, нигде не довелось фехтовать, хотя нас очень хорошо этому учили. Или же ездить верхом. Я была бы счастлива, если бы узнала, что в картине мне предстоит сидеть в седле. Поехала бы на ипподром, потренировалась. Просто для себя делать этого не буду. Но, вы знаете, я не жалуюсь.

А вообще, бывает, что на жизнь жалуетесь?

Есть у меня такое, бывают моменты.

Кто это выслушивает?

Да честно – никому это не нужно.

Как же так?

Ну да, есть подружки, мы соберемся в ресторане, обсудим разные проблемы и разойдемся по делам.

Я, конечно, не ваша подружка, но что обычно является причиной ваших жалоб?

Вот поэтому я вам жаловаться и не буду. Я бы, наоборот, сказала, что мы слишком хорошо живем.

Грубо говоря, зажрались?

Да! Перестаешь все это ценить, воспринимаешь как должное. Верно говорят: нельзя купить крепкий сон – можно купить мягкую кровать. Нельзя купить здоровье – можно купить лекарство в аптеке.

У вас есть город-отдушина?

Если честно, люблю Москву – так уж редко в ней бываю. Когда подхожу к своему дому, то мне становится хорошо на душе. Я даже люблю стоять в московских пробках.

У нас в этом номере журнала – так сложилось – очень много Парижа. Как вы относитесь к этому городу?

Лично у меня нет какой-то тайной сопричастности к этому городу, но есть эмоции, впечатления.

Вам не кажется, что Париж нам часто преподносят как чересчур романтический город, а это далеко не так?

Конечно. Отчасти Париж, как и Москва, является своего рода открыткой, эти ожидания могут не сбыться, если считывать все напрямую.

Думаю, у каждого может быть свой Париж. Зависит от того, с кем и зачем ты туда приезжаешь. Для кого-то – это город заносчивых официантов, огромного количества афроамериканцев и туристов-китайцев с фотоаппаратами, которые не подпускают тебя к "Джоконде". Зато можно выпить самый лучший в своей жизни кофе с круассаном, просто погулять по Парижу в шесть утра, покормить голубей и ощутить атмосферу города.

Первый раз я приехала в Париж еще студенткой, со спектаклем. И мы были очень удивлены, что ночью в Париже нельзя купить вина. Ну как это? Вино и Париж – это же вещи неотделимые. Но далеко не так. Возможно, так же обстоят дела и с романтикой в этом городе.

Интересно, как менялось ваше отношение к понятию "любовь" на протяжении жизни?

Оно менялось, меняется и, видимо, еще будет меняться. Любовь для меня – это вещь основополагающая для существования. Но я не знаю ответа на вопросы, что такое любовь, как ее найти и как не потерять. Тем не менее думаю, что это счастье, когда человек способен любить, когда он встречает вторую половину, с которой проживет всю жизнь. Это ведь дано не каждому.

Вы во вторые половины верите?

Верю. Но оставим эти разговоры для мемуаров.

Вам не кажется, что ваша личная жизнь во многом объясняет ваш творческий путь, предопределяет его, дает ключи к вашим ролям? Мы же, читая стихи Пушкина, знаем, кому он посвятил стихотворение, кого он любил в тот момент.

Многие дневники Пушкина до сих пор не признаны его официальными текстами. Мы также не знаем, убили ли Маяковского или Есенина, сама ли покончила с собой Цветаева. И я вовсе не желаю ковыряться в этом нижнем белье. Хотя ощущение, что нас всех к этому приучили, есть. Что-то вроде манипуляции: нам кидают это, как рыбкам корм в аквариум.

Потом ведь в книгах по истории кино и театра будут писать: роль была близка Екатерине Климовой потому, что в ее жизни сложилась похожая ситуация…

Ну пусть об этом знаю я – зрителю не нужно быть сопричастным к таким тайнам. Писала же Ахматова: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…" Они ведь и правда из сора растут.

Loading...Loading...