Детские опыты и эксперименты в домашних условиях. Интересные опыты для детей Экспериментирование летом в детском саду

Устроить солнечные экваториальные часы на даче или на площадке совсем не сложно. Гномон - будущую стрелку солнечных часов - можно соорудить из палки, картона или черенка от лопаты. Если вы хотите сделать все точно по науке и определять не солнечное, а московское время, угол наклона гномона должен быть равен географической широте вашей местности. Циферблат делится на 24 части. Очень красиво можно обозначить деления ракушками или выложить цифры из камешков.

Специальным светочувствительным раствором нужно покрыть бумагу или ткань, затем разложить на нем силуэты, вырезанные из бумаги, засушенные травинки и цветы, листья, кружева, накрыть стеклом и оставить на 3-4 минуты на ярком солнце. Сверху стекла можно разложить небольшие предметы (ключи, ракушки), стеклышки марблс. А потом промыть водой. Происходит химическая реакция, на красивом синем фоне остаются белые силуэты, очертания травинок. Для приготовления раствора необходим ферроцитрат аммония (III) - (25 г на 100 мл дистиллированной воды) и красная (кровяная) соль - ферроцианид калия - (10 г на 100 мл дистиллированной воды). Раствор делается с расчетом на один раз и наносится при красном свете на бумагу. Готовые наборы для цианотипии продаются в фотомагазинах.

Кстати, если солнце - частый гость на балконе, можно разместить на листе обычной цветной или тонированной бумаги любые предметы и положить на солнечное место. Бумага выцветет, а силуэты предметов останутся.

Солнечная татуировка

Для детей постарше, которые любят загорать, или крепко спящего папы можно сделать солнечный сюрприз. Наклеить на руку или спину изображение бабочки или цветка (контур можно вырезать внутри) или повязать повязку-трафарет с вырезанным внутри изображением. На фоне загорелой кожи появится белая картинка.

Можно увидеть домашнюю радугу, воспользовавшись шлангом или брызгалкой для цветов в солнечную погоду. А поиграть в радугу поможет опыт с семью стаканчиками, лимонной кислотой и содой. Выучите с ребенком заветный стишок про охоту на фазана, налейте в каждый стаканчик краску или пищевой краситель соответствующего цвета, затем добавьте соду и лимонную кислоту, добавьте воду. Радужная река готова. Очень здорово провести опыт на акварельной бумаге формата А3, получится красивый фон для картины.

Песочный вулкан

Любимый многими эксперимент с содой и уксусом можно усовершенствовать, сделав вулкан не из пластилина, а из песка, поместив внутрь пластиковую емкость. Как вариант для детей постарше − выкопать настоящий вулкан из сырого песка, а внутрь положить сухую траву и поджечь. Валит настоящий дым, восторг детей вам обеспечен.

Попробуйте немного модифицировать горький опыт любознательного Эмиля из Леннеберги и выжечь при помощи лупы и солнечного луча не дыру на шляпе, а красивый узор на деревянной дощечке в подарок бабушке.

На бутылку с отрезанным дном или стаканчик нужно надеть старый носок и закрепить резинкой. Наливаем в миску немного воды, средство для мытья посуды и дуем в горлышко бутылки. Появляется гирлянда из мыльной пены, напоминающая змею или бороду.

Ловить ветер

Чтобы «поймать» ветер, можно смастерить из ткани мячик-комету, пришив к нему хвост из фетра или гофрированной бумаги. А можно сделать из проволочного кольца и пакетов-маек сеть и, привязав к палке, сбегать с ней с холма с диким гиканьем или смотреть за направлением ветра. Или попросить ветер сыграть на старых вилках и ложках, расписанных акрилом и подвешенных на яблоне. Музыку ветра можно смастерить также из цветочных горшков небольшого диаметра, бус, лент и бубенчиков.

Такую ракету сможет сделать даже шестилетний ребенок. У пластикового стаканчика нужно отрезать дно. Надуть длинный шарик и засунуть его в стаканчик, а затем снизу поместить надутый маленький круглый шарик. Развязать веревочку у маленького шарика − ракета взлетит!

Без папы или дедушки в этом случае не обойтись. Запускать ракету лучше в чистом поле. Для ракеты нужна 1,5-литровая бутылка, ниппель от велосипеда, насос и пробка от винной бутылки или спортивный дозатор от пластиковой бутылки. Ниппель устанавливается в пробку, для герметичности можно промазать детали суперклеем. Площадка для запуска играет роль подставки для удерживания бутылки в вертикальном положении. При запуске один взрослый держит бутылку, другой - накачивает насосом. Пробка вылетает, ракета взмывает в воздух на высоту 6-9 этажей! Предупредите детей, чтобы при запуске они отошли подальше и ни в коем случае не наклонялись над ракетой.

Наверняка в хозяйстве любого ребенка отыщется нижняя часть машинки с колесами. Любимый многими опыт ментос + газировка превратит ненужные обломки в реактивную машину, если закрепить на платформе бутылку и кинуть внутрь ментос, когда она будет в вертикальном положении. Когда реакция начнется, заткните горлышко бутылки пальцем и ставьте машину на колеса. Она поедет, оставляя за собой сладкий фонтан.

Чтобы наглядно показать детям, как важны растения и опасна эрозия почвы, возьмите три бутылки, разрезанные пополам. В одну посейте семена или поместите землю с растущей травой, в другую - насыпьте землю с листьями, в третью - песок. К горлышку привесьте на веревочке перевернутое горлышко от бутылки или донышко. Вода при поливе земли в бутылке будет вытекать, а ребенок увидит, как корни растений оберегают землю от разрушения, а воду - от загрязнения.

Водопроводный лабиринт

Устроить настоящий лабиринт для воды из труб, ковшиков и старых кастрюль совсем не сложно. Для основы подойдет забор, старая дверь или деревянная панель. В дело пойдут гвозди или шурупы, веревки, разрезанные вдоль бутылки, старые шланги и ваша фантазия. Переливать воду и придумывать новые комбинации для водного лабиринта дети могут бесконечно.

Опыты для детей с водой всегда были популярны по причине простоты их проведения и понятности для ребенка. А в летний период опыты с водой особенно актуальны, так как на улице жара, и все «мокрые» занятия можно вынести на свежий воздух. В одной из статей мы уже рассказывали про , сегодня же я предлагаю вам провести несколько летних опытов:

— Добывание пресной воды из соленой

— Рукомойник на улице из пластиковой бутылки

— Фокусы с газировкой

— Оптические опыты с водой

— Удивительная воронка

— Дырявый пакет-непроливайка

— Подвижные зубочистки

Добывание пресной воды из соленой

Все мы знаем, что нельзя пить соленую морскую воду. Но не все знают, что из морской воды можно получить пресную, пригодную для питья. Для этого нам понадобится таз с соленой водой. , можете использовать морскую воду, если нет, то добавляем поваренную соль в пресную воду и размешиваем. На дно таза в центр ставим достаточно тяжелую чашку, которая не будет всплывать. Уровень воды в тазу должен быть ниже, чем горлышко чашки. Таз сверху накрываем прозрачной чистой пленкой и над чашкой кладем небольшой груз. В нашем случае это камешек. Таз с водой выносим на солнце и ждем.

Смысл всей конструкции заключается в следующем: солнечные лучи, проходя через прозрачную пленку, нагревают воду, и она начинает интенсивно испаряться. Поскольку таз накрыт пленкой, капельки воды собираются на пленке и стекают в чашку (для этого и нужно делать углубление, иначе вода будет капать обратно в таз). Испаряться может только чистая вода, а соль и другие примеси – останутся осадком на дне.

Мы выносили таз на балкон на 4 часа с 14.00 до 18.00. За это время у нас собралось 50 мл воды.

Рукомойник на улице из пластиковой бутылки

Пресную воду добывать научились. Теперь необходимо позаботится о чистоте рук. Для этого нам понадобится любая чистая пластиковая бутылка с крышкой, игла и веревка. В донышке бутылки делаем несколько дырочек иглой или шилом, как показано на фото. Дырочки закрываем пальцем, набираем воду в бутылку и закручиваем крышку. После этого вы можете спокойно убирать пальцы от дырочек, так как вода из них литься не будет.

К горлышку привязываем веревку и подвешиваем бутылку горлышком вверх. Чтобы помыть руки, нужно открутить немного крышку — вода польется из дырочек в донышке. Чем сильнее вы будете откручивать крышку, тем сильнее будет литься вода.

Для малыша это будет сродни фокусу, и он обязательно спросит, почему дырявая бутылка не протекает? Расскажите ему про атмосферное давление, которое действует на все предметы на Земле. Атмосферное давление значительно больше, чем давление воды в бутылке, поэтому вода не вытекает. Когда крышка откручивается, и в бутылку начинает поступать воздух, давление в бутылке становится больше атмосферного, и вода выливается.

Фокусы с газировкой

Для детей газированная вода и напитки не полезны, поэтому используем их для опытов. Итак, наливаем в стакан газированную воду и бросаем на дно несколько фасолин (можно использовать рис, горох, мелкий виноград, косточки от вишни и т. д.). А теперь наблюдаем, как фасоль начинает подниматься и опускаться. Это будет происходить достаточно долго, пока в воде будет оставаться углекислый газ.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Все дело в пузырьках газа, которые цепляются на фасоль и поднимают ее на поверхность. Наверху пузырьки лопаются, и фасоль снова погружается в воду. Подобным образом поднимается и опускается подводная лодка, то заполняя воздухом наружные цистерны, то откачивая воздух и сжимая его.

Оптические опыты с водой

Исчезнувшая монета

Налейте в банку воды и поставьте ее на монету. Попросите малыша посмотреть сбоку и спросите: «Где монета?». Мне дочка ответила, что это фокус, и я незаметно спрятала монетку. Действительно, если смотреть сбоку, то монеты не видно. Если же посмотреть сверху (через горлышко), то монета будет видна очень отчетливо.

Этот эффект объясняется тем, что вода является другой оптической средой, и луч света, проходя из одной оптической среды в другую, преломляется, что искажает реальное изображение. Так монетка становится невидимой.

Сломанная ложка

Эксперимент, схожий с предыдущим по своему научному объяснению, но при этом не менее наглядный. Опускаем ложку в стакан с водой и смотрим на стакан сбоку. Ложка на границе вода-воздух выглядит сломанной. А все потому, что луч света искривляется, проходя через воздух, наклонную стенку стакана и воду, в результате чего изображение в воде сдвигается, и ложка выглядит сломанной.

Обратите внимание, что подобного эффекта нет, если опустить ложку в банку с водой. Стенка банки ровная, и подобного искажения не происходит.

Удивительная воронка

Все знают, что воронка нужна для того, чтобы аккуратно налить воду в бутылку или другую емкость с узким горлышком. Давайте удивим наших знатоков тем, что воронка откажется пропускать воду внутрь бутылки! Для этого нам понадобится предварительная подготовка: вставляем воронку в бутылку и тщательно замазываем место стыка пластилином, чтобы не допустить просачивания воздуха через эту щель.

Теперь наливаем воду в воронку. Важно заливать воду не тонкой струйкой, а большим потоком воды, чтобы воздух из бутылки не выходил через узкую часть воронки. Некоторое количество воды прольется в бутылку. Но по мере выравнивания давления внутри бутылки и в воронке процесс прекратится. Бутылка останется наполовину пустая, при этом воронка будет заполнена водой, но пропускать воду в бутылку она не будет.

Если вставить в бутылку коктейльную трубочку через узкую часть воронки, то по мере выхода воздуха — вода будет снова литься в бутылку.

Дырявый пакет-непроливайка

Берем любой не очень тонкий пакет. Удобнее, конечно, пользоваться пакетом с зип-застежкой. Наливаем в пакет воду и завязываем его. Точим остро карандаши и аккуратно начинаем «дырявить» пакет с водой. К большому удивлению малыша и других взрослых вода не выливается.

Полиэтилен, из которого сделаны пакеты, достаточно эластичен, и в месте прокола он прочно охватывает карандаш, не давая воде вытекать. В зависимости от размера пакета вы можете воткнуть от 3 карандашей и больше, но мы ограничились пятью.

Подвижные зубочистки

Еще один простой опыт с водой, который вам может , если малыша нужно на некоторое время занять спокойной игрой. Для этого нам понадобятся зубочистки или спички и немного воды.

Выкладываем надломленные зубочистки как показано на рисунке и капаем на сгибы немного воды. Дерево начинает набухать и уже не способно так сгибаться, поэтому немного выпрямляется. Наружные концы зубочисток двигаются и смыкаются, образуя звезду. Когда малыш поймет принцип, то сможет самостоятельно придумывать другие фигурки и узоры.

Последние два опыта очень просты и при этом достаточно эффектны. Поэтому ваш малыш, если ему 4 года и старше, немного потренировавшись, сможет показывать свои фокусы родственникам и друзьям, развивая творческие и артистические способности.

А кроме того, любой из этих опытов с водой может стать частью вашей увлекательной или веселого приключения.

Интересных вам опытов и веселых игр!

Еще один опыт для детей с водой: как заставить воду течь вверх?

А какие вы проводите летние опыты с детьми? Расскажите в комментариях!

Понравились летние опыты для детей? Сохраните себе на стену, чтобы поэкспериментировать с детьми!

Опыты и эксперименты с дошкольниками на прогулке летом

Опыты с водой на прогулке с детьми 3-7 лет.

Прошина Вера Ивановна – воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад №60 «Сказка» г. Ликино-Дулево, Московская обл.

Я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Описанные опыты можно проводить с детьми 3 – 7 лет.
Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Дети очень любознательный народ. Им интересно все. Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Порой бывает мало одного ответа, возникает потребность провести экспериментирование – показать и рассказать, как происходит то или иное действо в природе, уточнить знания о свойствах и качествах объектов, их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение различных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, увидеть закономерности своими глазами. Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Дети подводятся к умению рассуждать, делать выводы и умозаключения, что обеспечивает становлению мировоззрения ребёнка, способствует развитию личностного роста. Данный вид деятельности позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность, развивает мышление, обогащает знания и словарный запас. У детей побуждается желание созидать, а не разрушать.
Виды экспериментов в ДОУ.
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, как партнёров - вместе, на равных. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, как будет развиваться познавательный интерес у ребенка в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.
Правила проведения экспериментов:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.

Опыты с водой.
Для проведения опытов с водой можно использовать следующий инвентарь:
1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма: Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.
2.Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.
3.Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.
4.Резиновые груши разного объёма.
5.Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
6.Трубочки для коктейля.
7.Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка, кристаллы марганцовки.
8.Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т.п.
9.Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки, проволока.
10.Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.
11.Часы песочные, механические.
12. Весы, безмен.
13. Мельницы песочные, водяные.
«Вода – жидкость».


Задача: выявить свойство воды – текучесть.
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая. Она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода прозрачная».


Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
Опустить в стакан с водой мелкие предметы разного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная, через нее виден предмет.
«Вода может изменить свой цвет»



Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода не имеет запаха».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха.
Понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха
«Вода принимает форму».


Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
«Вода имеет вес»



Задача: измерить количество воды мерными ложками.
В узкое горлышко воду можно налить через воронку, тогда она не прольется. Измерить 10 ложек, наливая в сосуды разной формы, а затем перелить в одинаковые стаканчики.
Вывод: вода имеет вес.
«Животворное свойство воды».


Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Поставить одну веточку в сосуд с водой, а другую – без воды.
Вывод: веточка без воды завяла. Все живое гибнет без воды.
«Вода может склеивать».



Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
«Капнем капельку в муку»



Задача : познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой.
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.
«Тонет – не тонет».





Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать- предмет тонет.
«Фонтанчики».



Задача: объяснить принцип работы фонтана.
Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан.
Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.
«Почему не тонут корабли?»






Задача: Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Смастерить лодки из разных предметов (из спичечной коробки, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса, из коробки из-под сыра, из ореховой скорлупки.
Вывод: предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Внутри корабля много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на его размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
«Набираем воду в спринцовку»

Эксперименты для детей 5-7 лет

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Легче – тяжелее

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но отличающихся весом. Предложите ребенку взять в руки по предмету и попробовать определить, какой тяжелее. Затем можно продолжить эксперимент, бросая эти предметы:

На пол и замечая, с каким стуком они ударятся о поверхность,
- в воду и замечая уровень всплеска воды,
- на песок и замечая углубление в песке.

Как закрепление, можно провести следующую игру. Ребенок закрывает глаза, а вы бросаете предмет, например, в воду. Ребенок угадывает, тяжелый или легкий предмет вы бросили.

Волшебная варежка

Наверняка ваш малыш уже знаком со свойствами магнита. Теперь остается проверить догадливость ребенка. Пока он не видит, взрослый кладет на ладонь магнит и одевает варежку. На столе перед ним разложены различные предметы, в том числе из металла. Взрослый водит рукой над предметами, и, о чудо, некоторые предметы притягиваются к руке и висят на ней. Ребенку нужно догадаться, как это происходит, и повторить эксперимент взрослого.

Вода расширяется

Наполните пластиковую бутылку примерно до середины водой. Отметьте уровень воды в бутылке, приклеив полоску цветной липкой ленты. Вынесите бутылку на мороз. Когда вода в бутылке замерзнет, занесите её в помещение и отметьте, насколько поднялся уровень замершей воды. Оказывается, замерзая, вода увеличивается в объеме.

То тонет, то не тонет

Спросите ребенка, что из перечисленного утонет, а что нет:

Дерево, стекло, керамика, материя, металл, пенопласт?

Ребенок, исходя из своего жизненного опыта, скорее всего, ответит, что стекло, керамика и металл утонут. Предложите малышу провести ряд экспериментов. Возьмите таз, наполненный водой, или наполните водой ванну и приготовьте металлические, керамические и стеклянные предметы разной формы.

Стеклянные и керамические предметы: бусины, банка, банка с плотной крышкой, тарелка, стакан, керамический заварной чайник с крышкой, керамическая или стеклянная статуэтка
Металлические предметы: гвоздь, ложка, вилка, миска, кастрюлька или ковш.

А теперь поочередно помещайте каждый предмет в воду, предварительно спрашивая малыша – поплывет или нет. Очевидно, что сосуды, в отличие от предметов другой формы, будут держаться на плаву, если только «не нахлебаются» воды (например, крышка от чайника, бусина - утонут, банка и миска – нет, банка с крышкой и вовсе будет всплывать).

В ходе эксперимента малыш должен подметить определенную закономерность и придти к выводу: плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от его формы, а от размера совсем не зависит. Теперь предложите ребенку провести эксперимент, который должен окончательно подтвердить этот «научный» вывод. Дайте ребенку кусок плотной фольги (например, от шоколадки) и предложите кидать ее в воду, придавая ей различную форму: плотный шарик, полую трубочку, мисочку, в плоском виде.

Теперь малыш поймет, почему большие корабли, сделанные из металла, не тонут.

Почему свечка под стаканом не горит?

Зажгите вместе с ребенком свечку. Спросите, как можно её потушить, не задувая. Можно накрыть горящую свечу стаканом. Свеча через какое-то время погаснет, т.к. для горения нужен воздух (кислород).

Жизнь растений

Из этого опыта ребенок узнает, что растения нуждаются в свете.

Вам понадобится растение с широкими листьями (например, герань). Возьмите два небольших одинаковых бумажных квадратика (бумага не должна просвечивать). Прикрепите к листу растения с двух сторон друг против друга и оставьте так на несколько дней. Сняв квадратики, ребенок обнаружит, что на зеленом листе появился желтый квадратный отпечаток. Теперь мы можем сделать вывод, что для того, чтобы у растения были зеленые листья, ему необходим свет.

Картофель в соленой и пресной воде

В литровую банку с водой положите картофель. Он быстро пойдёт ко дну. А теперь выньте картофель, добавьте в банку 2-3 ложки обычной соли и размешайте ее. Снова положите картофель. Он не утонет, а останется плавать на поверхности.

Оказывается, плотность соленой воды выше, чем пресной. Поэтому-то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Меняем цвет

Расскажите малышу, что при соединении некоторых веществ они меняют свой цвет.

1) Возьмите разрезанную картофелину и пузырек с йодом. Спросите у ребенка, какого цвета картофелина на срезе и какого цвета йод. Затем капните на картофелину каплю йода и понаблюдайте, как изменится цвет картофелины. Объясните малышу, что в картошке содержится особое вещество - крахмал, именно поэтому получился синий цвет.

2) Капните на разрезанную картофелину вишневый сок, понаблюдайте за изменением цвета.

3) Возьмите свеклу и отожмите из нее немного сока в белое блюдце, возьмите лимон и также отожмите из него некоторое количество сока в другое блюдце. Спросите ребенка, какого цвета каждый сок (темно-бордовый и бесцветный). Затем добавьте в свекольный сок некоторое количество лимонного,перемешайте их и понаблюдайте за изменением цвета.


Кипение без огня

Возьмите пластиковую бутылку 500 мл. Поставьте бутылку в тарелку или на поднос и налейте в нее некоторое количество воды. Насыпьте в воду1 столовую ложку питьевой соды, потрясите бутылку, теперь добавьте в раствор порошок лимонной кислоты. Начнётся бурное «кипение». Это «полезет» наружу углекислый газ, образовавшийся в результате взаимодействия соды и кислоты.

Соляные кристаллы

Приготовьте в банке насыщенный соляной раствор (соль нужно добавлять до тех пор, пока она не перестанет растворяться). Возьмите шерстяную нить. Опустите один её конец на самое дно банки, а второй конец закрепите снаружи. Через несколько дней на шерстяной нитке начнут появляться кристаллики, образующиеся из растворенной соли.


Материал к занятию.

Перспективное планирование с картотекой опытов на каждый месяц. При разработке планирования я использовала работы Крылова В.Г., Янова, Евсеева Н.В., которые напечатаны в сборнике «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника», составленная Нищевой Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе

Сентябрь.

Опыты с водой.

1 . Материалы: различные емкости для воды; чистая питьевая вода; чистые стаканы; чайные ложки; соль; сахар.

Ход опыта.

В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему?

Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.

2. Есть ли у воды запах?

Материалы: Емкости для воды; холодная и горячая вода.

В емкость налить холодную воду и понюхать, есть ли запах7 в другую емкость налить горячую воду и понюхать. Есть ли запах? Какое предположение можно сделать?

Вода не имеет запаха.

4. Куда делась вода?

Материалы: стакан с водой; маркер.

Ход опыта.

В стакан налить воду, отметить маркером уровень воды и поставить в самое теплое место помещения. Через день отметить изменение уровня воды. Почему уровень воды изменился? Что произошло?

Вода испаряется.

5. Трубочка пипетка.

Материалы. Трубочка для коктейля; стакан с водой; стакан.

Ход опыта.

Поставить рядом стакан с водой и пустой стакан. Опустить трубочку в воду. Взять трубочку двумя пальцами, при том указательным пальцем закрыть сверху отверстие трубочки, вытащить из воды и перенести в пустой стакан. Снять палец с трубочки- воды вытечет в пустой стакан. Проделав тоже самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По тому принципу работает пипетка, которая наверняка есть дома в вашей аптечке.

6. Живая рыбка.

Материалы: Плотная бумага; ножницы; емкость с водой; пипетка; растительное масло.

Ход опыта.

Из плотной бумаги вырезать небольшую фигурку рыбы. В центре проделать небольшое отверстие, от которого прорезать до хвоста узкую полоску.

В емкость с водой положить рыбку так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась сухой.

Наберите в пипетку немного растительного масла и капните одну большую каплю в отверстие фигуры рыбки, лежащей на воде. Рыбка поплывет.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по прорези. Впитывая воду из прорези, масло будет толкать фигурку рыбы.

Октябрь

Опыты с ветром.

1. Волны.

Материалы: Небольшие емкости с водой.

Ход опыта.

Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получать волны.

2. Кораблики.

Материалы: Миски с водой; парусные кораблики.

Ход опыта.

Дети пускают парусные кораблики в «большое плавание» - помещают в мисочки с водой и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликами если ветра нет? А если ветер очень сильный?

Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

3. Веер.

Материалы: Большая плоская емкость с подкрашенной (желтой) водой; веер.

Ход опыта.

Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.

Ветер –это движение воздуха.

Ноябрь

Опыты с растениями.

1. Для чего корешки?

Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка; маркер.

Ход опыта.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают.

Корешок растения всасывает воду .

2. Как увидеть движение воды по корням растения?

Материалы: Черенок бальзамина с корешками: вода с пищевым красителем.

Ход опыта.

Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков(они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).

А что еще корешки могут брать из земли?

Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.

Корешок растения всасывает воду и питательные вещества. Вода движется по корешкам к стеблю и листьям растения.

3. Нужен ли корням растения воздух?

Материалы: емкость с водой; почва уплотненная рыхлая; две прозрачные емкости с черешками герани; пульверизатор; растительное масло; два горшечных растения одного вида: одно – ухоженное, земля в горшочке влажная, другое – увядает, земля в горшочке сухая.

Ход опыта.

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду(плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.

Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха .

4. Запасливые стебли.

Материалы: Губка; бруски деревянные(неокрашенные), лупа, невысокие емкости с водой; глубокая емкость.

Ход опыта.

Педагог предлагает детям проверить стебли каких растений умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды: опускают в первую емкость деревянные бруски, во вторую- губки (бруски и губки представляют собой плотные и рыхлые стебли растений); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют различную плотность. Взрослый самостоятельно предлагает выполнить опыты по алгоритму.

В пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

5. Как вода движется к листьям.

Материалы: Два стеклянных сосуда с водой(в одном вода подкрашена пищевым красителем); марке; черенок с бальзамина; лупа; нож; салфетка; лист бумаги; карандаши(все на каждого ребенка).

Ход опыта.

Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.

Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него. Вода движется к листьям.

6. Сколько воды пьет растение?

Материалы: Стеклянные колбы с водой; черенки спатифиллума и колеуса; маркер.

Ход опыта.

Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды.Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков.

Растение с крупными листьями поглощают воды больше.

7. Нужно ли тепло растениям?

Материалы: Черешки герани; сосуды с водой.

Ход опыта.

Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев(на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.

Холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро.

8. Как растение дышит.

Материалы: Комнатное растение; трубочки для коктейля; вазелин; лупа.

Ход опыта.

Воспитатель спрашивает, дышат ли растения?. Как доказать, что растения дышат?. Дети предполагают, опираясь на знания о процессе дыхания человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и затем выходить из него. Воспитатель предлагает детям подышать в трубочку. Затем одно отверстие трубочка замазывает вазелином и опять предлагает подышать детям через трубочку. Дети делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза: растения в листочках имеют небольшие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить то смазывают вазелином на одном листочке верхнюю сторону, на другом нижнюю, на третьем – обе стороны. Ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.

Листья растения дышат нижней стороной. Те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, завяли.

9. Чем дышит растение.

Материалы: Прозрачная емкость с водой; лист на длинном черешке или стебельке; трубочка для коктейля; лупа.

Ход опыта.

Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Дети рассматривают срез стебля через лупу и видят небольшие отверстия, затем погружают стебель в воду и наблюдают выделение пузырьков из стебля. Взрослый с детьми исследует прохождение воздуха через лист растения по алгоритму; наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; здесь же проделывают отверстие для трубочки от коктейля и оставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют трубочку пластилином; встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

Воздух через лист походит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Декабрь

Опыты с глиной и песком.

Опыт №1 . Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать песка на лист бумаги. Легко ли песок сыплется? Легко. А теперь взять стаканчик с глиной и попробовать насыпать на листок бумаги. Что легче сыплется: глина или песок? Песок. Глина сыплется комочками, ее нельзя легко высыпать из стаканчика, как песок.

Песок рыхлый в отличие от глины

Опыт№2 С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? Он состоит из очень мелких песчинок. Как же выглядят песчинки? Они круглые, очень мелкие, полупрозрачные (зависит от разновидности песка). Похожи ли песчинки друг на друга?. Одни дети ответят, что песчинки похожи, другие – что нет(не надо их разубеждать). Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине?. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине слепились очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с увеличением, предложите детям рассмотреть глину, растертую в порошок. Частички глины, которые можно разглядеть, намного меньше песчинок.

Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу; а глина - из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Январь

Опыты со снегом и со льдом

1. Снег и лед.

Цель: определение прозрачности снега и льда.

Оборудование: Снег и лед в емкостях, цветные картинки.

Вывод: через лед можно увидеть картинку как через стекло. Лед прозрачный. Снег – нет.

2. Снег и лед.

Цель: выяснить, обладает ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Оборудование: Снег и лед в емкостях, маленький молоток.

Вывод: снег – рыхлый, лед – твердый, но в тоже время он хрупкий; колется как стекло, а снег нет.

3. Снег и лед. Где быстрее наступит весна?

Цель: понаблюдать, что произойдет со снегом и льдом, помещенными в теплое место? Что быстрее растает?

Оборудование: Снег и лед в емкостях.

Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку чем на реку.

6. Снег и лед,

Цель: выяснить, где быстрее тает снег и лед: в теплой комнате, в варежке, на батарее и почему?

Вывод: быстрее растает снег и лед на батарее, где температура выше, а позже в варежке – там закрыт доступ теплого воздуха.

Февраль

Опыты с камнями.

1. Какие бывают камни?

Цели: Сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам.

Ход опыта.

Воспитатель. Внимательно рассмотрите камни, какие они?

Дети. Разные. Большие и маленькие. Красивые, блестят.

Воспитатель. Дети, какие камешки вам нравятся больше?. Найдите самый красивый для вас камешек.Обоснуйте свое мнение.

Дети. Гладкий и цветной. Большой, на нем есть полосочки. Круглые, маленькие. Большие.

Воспитатель. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется?. (Дети затрудняются ответить).Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить). Предлагаю взять несколько камешков и ладощки потрясти их. Что вы чувствуете?

Дети. Как они стучат.

Воспитатель. А почему они стучат?

Дети. Потому, что мы их трясем.

Воспитатель. А что с ними происходит в море?.

Дети. Они там стучат и бьются.

Воспитатель. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они

Трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладони небольшие шершавые камни). Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

Дети. Не гладкие, холодные, неровные, царапаются.

Воспитатель. Чем отличаются эти камни от морских камней?

Дети. Не гладкие, острые, шершавые.

Воспитатель. Положите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите?

Дети. Трещинки, узоры.

Воспитатель. Что мы с вами узнали нового о камнях?

Дети. Камни бывают маленькие и большие, гладкие и шершавые, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый камень.

Цель. Сформировать представление о твердости камня.

Материалы. Камешки; пластилин; монеты.

Ход опыта.

Воспитатель.Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Дети. Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Воспитатель. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Дети. Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно.

Воспитатель. А почему, как вы думаете?

Дети. Потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

Воспитатель. Нацарапайте что- нибудь на камешке монеткой. Что получается?

Дети. Ничего не видно. Камень очень твердый.

Воспитатель. Почему говорят « стоит как каменный»?

Дети. Камешки твердые.

3.Тонет – не тонет.

Материалы. Морские камешки; кусочки гранита и пемзы; прозрачные сосуды с водой.

Ход опыта.

Воспитатель.Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду?

Дети. Он утонет.

Воспитатель. Бросьте камень в воду и наблюдайте, что будет с ним происходить.

Дети. Утонул

Воспитатель. Может ли камень плавать?

Дети. Нет

Воспитатель. Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу?

Дети. Нет, один легкий, другой – тяжелый.

Воспитатель. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду?.

Дети. Утонут.

Воспитатель. Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло?

Дети. Пемза не утонула, а гранит утонул.

Воспитатель. Как вы думаете почему?

Дети. Потому, что пемза легкая. В ней много дырочек и пузырьки были.

Воспитатель. А что это за пузырьки?

Дети. Это воздух, он легкий, Камешек тоже легкий и он не утонул.

Воспитатель. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

Может ли камень издавать звуки.

Материалы. Разнообразные камни.

Ход опыта.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки?

Дети. Может.

Воспитатель. Как нам это проверить?

Дети. Постучать камешками.

Воспитатель. Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?

Дети. Нет, не похожи. Тяжелые большие камни издают звук громкий, маленькие – звонкий, легкие – тихий.

Воспитатель. Камни издают звуки. Разные камни издают звуки не похожие друг на друга.

4. Меняют ли камни цвет?

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Пустые емкости; лейки с водой; камни.

Ход опыта

Воспитатель. Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет?.

Дети. Нет

Предложите детям положить в емкость камни полить их водой. Затем потрогать их в воде, и вытащить камни из воды.

Воспитатель. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие.

Дети. Они стали темными.

Воспитатель. Какие из них красивее, мокрые или сухие?

Дети. Мокрые красивее.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. Мокрые камни меняют цвет .

5. Рисующие камни.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Небольшой лист фанеры; мел; уголь.

Ход опыта.

Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.

Воспитатель. Каким камнем лучше рисовать на листе фанеры: мелом или углем?

Дети. Мелом.

Воспитатель. Давайте попробуем то сделать. Я уверена, что ваше предположение окажется правильным.

Дети рисуют на листе фанеры мелом и углем.

Воспитатель. Чем рисовать лучше? Почему?

Дети. Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый, он царапает.

6. Теплый камешек.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Лампа; камешки разного цвета(обязательно должен быть камень черного цвета).

Ход опыта.

Воспитатель. Потрогайте разные камни и скажите, они теплые или холодные?

Дети. Холодные.

Воспитатель. Зажмите камешек в кулаке. Стал ли он теплее?

Дети. Чуть- чуть теплее.

Дети. У нас руки теплые.

Воспитатель. Возьмите белый и черный камешки, подержите их под светом лампы. Что изменилось?

Дети. Камешки стали теплые.

Воспитатель. Какой камень нагрелся сильнее?

Дети. Черный.

Воспитатель. Почему черный камень оказался самым теплым?(Дети затрудняются ответить). Дети, вспомните, какую одежду мы носим летом?.

Дети. Цветную

Воспитатель. В белой или черной одежде вам будет жарко?

Дети В черной.

Воспитатель. Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэто черный камень нагрелся больше, чем белый.

7. Легкий – тяжелый.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Камешки разной плотности и величины; весы.

Ход опыта.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно, посмотрев на камни, сказать какой из них самый тяжелый?

Дети. Можно. Самый Большой.

Воспитатель. Если взять камешки одного размера, они будут равны по весу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как мы можем это проверить?.

Дети. Взять из в руки.

Воспитатель. Возьмите в одну руку пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему?

Дети. Пористый камень легкий, потому что в нем много дырочек, он тяжелый.

Воспитатель. А что находится в дырочках?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Как вы думаете, если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?

Дети. Плотный будет тяжелее.

Воспитатель. А как мы еще можем узнать вес камня?

Дети. С помощью весов.

Дети взвешивают камни на весах.

Воспитатель. Дети, какой можно сделать вывод?

Дети. Камни имеют вес. Вес камня не зависит от его размеров.

8. Прочный камешек.

Цель. Сформировать представления о свойствах камня.

Матералы. Камни разной плотности; молоток.

Ход опыта.

Воспитатель предлагает детям разбить камешки молотком.

Дети. Одни камень разбился, а другой – нет.

Воспитатель. Какой камень легче было разбивать?

Дети. Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки.

Воспитатель. Как вы думаете, почему?

Дети. Он мягкий, легкий, а другой плотный, тяжелый.

Воспитатель. Как называется этот камень?

Дети. Гранит, он крепкий.

Воспитатель. Говорят – прочный. Какой из тих камней прочнее?

Дети. Гранит прочнее, чем мел.

Воспитатель. Какие из камней, которые мы рассматривали раньше, прочные, а какие менее прочные?

Дети. Мрамор прочный, а известняк – нет.

Воспитатель. О каком свойстве камня мы сегодня узнали?

Дети. О прочности.

Март

Опыты с солью.

Опыт № 1 «Соль растворяется в воде»

Цель: показать растворимость соли в воде.

Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Соль используется при приготовлении пищи .

Опыт № 2 «Соль выпаривается и кристаллизуется»

Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе.

Оборудование: стаканчик с водой, соль.

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

Апрель

Опыты с почвой

1. Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Вывод. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

2. Показать, что в почве есть воздух.

Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

3 . «Загрязнение почвы »

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

Май

Опыты с воздушным шариком

1.Опыт с протыканием шарика.
Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица или длинное шило.
Обязательно предупредите ребенка, что шарик после этого фокуса хоть и не лопнет, но будет безвозвратно испорчен.
Незаметно для ребенка наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получится даже без скотча
Объявите, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! И смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки.
Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

2. Опыт с несгораемым шариком.

Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).
Заранее договоритесь с малышом, что один из шариков лопнет (чтобы не было неприятного сюрприза). Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет.
А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!
Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

3. Шарик-магнит .

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.


Loading...Loading...