Что можно сказать о дружбе онегина. Почему ленский и онегин стали друзьями, что их сблизило. Что же тогда явилось причиной дружбы Онегина и Ленского

Каждому в жизни не понаслышке знакомы такие понятия как «друг» и «дружба». Каких людей мы считаем друзьями? Мне кажется, что друзья – это люди, что идут с тобой рука об руку годами; люди, которым ты доверяешь самые сокровенное и знаешь, что тебя не предадут. В жизни случается всякое. А может ли дружба в один миг превратиться во вражду? И на всякую ли дружбу это распространяется? Подобные вопросы волновали многих писателей и поэтов.

Не остался в стороне от этой проблемы известный русский писатель и поэт А. С. Пушкин. В своем романе «Евгений Онегин» он удачно раскрывает тему дружбы и вражды на примере двух друзей – Онегина и Ленского. Казалось бы, два совершенно противоположных человека с различными характерами, взглядами на жизнь и опытом вдруг становятся друзьями.

Но настоящая ли это дружба? Сможет ли она пройти через все испытания, которые преподнесет им непредсказуемость жизни? Думаю, нет. Ведь еще в самом начале Пушкин писал, что их дружба была от нечего делать. Но несмотря на все различия между Онегиным и Ленским, все же было то, что их объединяло: положение в сельской глуши, навязанное общение со стороны соседей и острый ум. В свою же очередь, они будто бы дополняли друг друга. Владимир Ленский в силу возраста был неопытным человеком, плохо разбирался в людях и любви: вспомним его любовь к Ольге. Как вы думаете, это были те самые возвышенные чувства, о которых пишут многие писатели и поэты, именно любовь к человеку, со всеми его недостатками, или же это была слепая погоня за образом девушки, которая была далека от идеала этого молодого человека? Мне кажется, второе. Что же касается Онегина в этом дружеском дуэте, то он был прекрасным слушателем, часто молчал, а если и возражал, то обязательно обосновывал свою точку зрения и был заинтересован в теме разговора. Ленскому требовался такой человек, которому он мог бы излить свою душу и прочесть стихи, с этим неплохо справлялся всё тот же Евгений Онегин.

Если эти два человека так неплохо ладили между собой, так что же стало толчком к их дуэли? А началом всех бед стала легкомысленность Онегина: приглашение на танец Ольги вызвало ревность у ее кавалера. Именно недоверие Ленского послужило началом их вражде. Неужели дружба этих двоих оборвалась так легко? Разве не было возможности всё исправить? Шанс был. Но воспользовались ли им теперь уже бывшие, друзья? Нет. Возможно, исход этой истории был бы несколько другой. Это еще раз доказывает поверхностность и формальность их дружбы. То, что их связывало, было настолько малым, что они смогли с легкостью это отбросить и стрелять друг в друга на дуэли.

Таким образом, можно сделать вывод, что дружба может перерасти во вражду, но далеко не каждая. Ведь если люди дружат по-настоящему, без формальностей и корыстности, то такая дружба будет существовать долго и пройдет через множество лет и испытаний, приготовленных судьбой.

Отношения Онегина и Ленского: дружба и дуэль в романе "Евгений Онегин"

Роман Евгений Онегин – это роман, посвященный любви и дружбе молодых людей в дворянской среде. Этот роман – яркая картина человеческих взаимоотношений, и потому он еще долго будет сохранять свою актуальность и волновать романтически настроенные души. В нашем расследовании мы остановимся на взаимоотношениях Онегина и Ленского.

Дружба Онегина и Ленского

Получив наследство своего дяди, Евгений Онегин поселился в его деревне. И даже произвел в своих владениях некоторые прогрессивные экономические реформы, заменив барщину оброком. Перезнакомившись со своими соседями, он очень быстро утратил к ним интерес, и всячески избегал какого бы ни было общения с ними, впав в привычное для себя состояние ипохондрии и скуки.

Примерно в это же время по соседству с Онегиным поселился еще один молодой сосед - Владимир Ленский. Как ни странно бы это выглядело, но они подружились –
«Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень».

Единство и противоположность. Едины они были в сословном статусе, уровне образования, молодости. Правда, наследник дядиного состояния был несколько старше. Но все остальное в них было совершенно противоречиво.

Евгений Онегин довольно быстро раскусил лицемерность светского общества. Он не только мало верил словам «кокеток записных», но еще и сам научился этому лицемерию. Владимир Ленский на все смотрел сквозь розовые очки, всем доверял и всякую фальшь принимал за чистую монету.
Онегин, при всей своей образованности, был ленив и пассивен, подвержен такому состоянию как скука, сплин, хандра. Он скучал в Петербурге, на балах и в театрах, ему было скучно в деревне, где он проводил свои дни. Как-то он взялся за перо, но очень скоро понял, что сочинительство не его удел. Ленский вдыхал жизнь полной грудью. Он любил, был полон творческих идей и планов, сочинял стихи. Ленский отдавался дружбе всей душой всем искренним своим сердцем. Онегин принимал эту дружбу, позволяя себя обожать.
Их противоречивость выразилась даже в симпатиях по отношению к сестрам после их первого визита в поместье Лариных. Онегин сразу обратил внимание на тихую и задумчивую Татьяну

«Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет».

Так Онегин характеризует невесту Ленского.

Дуэль Ленского и Онегина

Но дни летели за днями. Онегин и Ленский продолжали встречаться для конных прогулок, философских споров, совместных ужинов с бутылочкой хорошего французского вина. В январе, когда вся Россия отмечает святки с рождественскими карнавалами и гаданиями, у Татьяны были именины.
Молодой поэт передал Онегину просьбу семьи Лариных присутствовать на именинах. Мудрец пустынный, не желая попасть в большое скопление людей, сделал робкую попытку отказаться от приглашения:

"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."

Ленский уверяет своего друга, что из гостей будут исключительно члены семьи. Возможно, он не подозревал того, что Ларины решили устроить большой праздник для своей дочери.
На именины друзья по каким-то своим причинам опоздали, и попали в самый разгар застолья. Увидев большое скопление гостей, Евгений испытал дискомфорт и рассердился на друга за обман. Вдобавок ко всему, увидев смущение Татьяны, он почувствовал двойную неловкость. Если бы он потом попытался поговорить с юным поэтом, то, конечно бы понял, что не прав в своей обиде. Но в его душу заполз подленький червячок мести. Надо заметить, что эта месть его, как человека более взрослого и умудренного жизненным опытом, была не очень красивой, и недостойной дворянина. Во время бала он стал флиртовать с Ольгой, овладев полностью ее вниманием. Чем и вызвал жгучую ревность влюбленного юноши. Кроме того, на Онегина и Ольгу обратили внимание присутствующие гости, начали перешептываться между собой.

Окончательно оскорбленный отказом своей невесты танцевать котильон, обещанный Онегину, Владимир уезжает с бала с твердым намерением вызвать своего приятеля на дуэль. Но утром он понимает, какую глупость совершил. Беспечная невеста с наивным простодушием бросается к нему на встречу, в ее глазах ревнивец видит любовь и восторженность по отношению к себе. Весь день проходит в тревоге и волнении, ночь без сна. В то время как Онегин, приняв вызов, совершенно спокоен. Спит настолько безмятежным сном, что едва не проспал свой поединок.

Во время дуэли Онегин убивает Ленского.

Когда читаешь эти строки о дуэли, на память поневоле приходит другая дуэль:

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.

Михаил Лермонтов тоже позднее провел параллель между двумя дуэлями: смертью Ленского и гибелью Александра Сергеевича Пушкина

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Стоит проследить, как раскрываются в романе взаимоотношения Онегина и Ленского. Вначале Пушкин говорит о том, как непрочны мотивы их дружбы:

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Представления Ленского о дружбе возвышенны, романтичны. Онегин смотрел на дружбу более трезво и холодно. Но вместе с тем Онегин противопоставляется себялюбивым эгоистам, почитающим «всех нулями, а единицами себя».

Несомненно, Онегин отличал Ленского не только от Петушковых и Буяновых, но и от своих великосветских друзей. Онегин очень скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, гуманно подойти к наивному, но благородному юноше.

Афоризм, завершающий раздумья Онегина, обличает в нем человека умного, наблюдательного и гуманного. Но всегда ли следовал Евгений тому, что выражено в этих размышлениях? Остановимся на диалогах Ленского и Онегина. Беседа друзей, начинающая главу, замечательна живой непринужденностью. В каждой реплике Ленского и Онегина видны их характеры. Речь Ленского полна высокопарных эмоций:

Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг…

Речь Онегина проста и исполнена ленивой дружеской иронии:
Куда? Уж эти мне поэты!
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Ну что ж? ты едешь: очень жаль. Увидеть мне Филлиду эту. ..

Еще более характерна беседа друзей, возвращающихся от Лариных. Изъявляя свое желание быть представленным Лариным, Онегин мотивировал его тем, что ему хочется «увидеть … Филлиду эту», Т.е. любимую Ленского. Вполне естественно ожидать, что после встречи с ней он заговорит с Ленским о предмете его любви, выскажет свое мнение об Ольге. Конечно, влюбленный поэт не сомневался в том, что мнение это будет благоприятным. И вот друзья остались одни. Но Онегин молчит и зевает. Пенекии сам начинает с ним разговор. В его словах чувствуется беспокойное желание узнать мнение Онегина, хотя прямо задать вопрос об Ольге Владимир не решается. Его смущает рассеянность и некоторая угрюмость друга. Онегин так и не отвечает на скрытый вопрос друга и равнодушно говорит о том, что Владимира меньше всего интересует. В самом порядке предметов, которых касается Онегин, чувствуется холодная рассеянность, пренебрежение к Ольге, к чувствам Ленского и далее любопытная деталь: Онегин начинает все же разговор о сестрах, но первое имя, которое он упоминает, — Татьяна:

Скажи: которая Татьяна?

Но как же так? Онегин поехал для того, чтобы увидеть Ольгу, и даже не заметил, которая из сестер — Ольга, которая Татьяна. Это странно. Но в чем причина этой странности? Может быть, все дело в холодной рассеянности Онегина. Он был представлен во время визита и милой старушке Лариной, и ее дочерям, но не был достаточно внимателен, чтобы запомнить сразу, кого как зовут. Но при этом он отлично разобрался в сравнительных достоинствах сестер Лариных. Может быть, он спрашивает нарочно, чтобы позлить Пенского? Онегину достаточно беглого взгляда, чтобы оценить человека. Но интерес его к людям притуплен, верх постоянно берут рассеянность, холод, скука, хандра. И в состоянии этой хандры он, вряд ли с намерением, скорее просто подчиняясь чувству безотчетного раздражения, жестоко обижает своего восторженного друга.

«Неужто ты влюблен в меньшую?» В чертах у Ольги жизни нет».

Реакция Ленского вполне понятна:
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Дальнейшая ссора с Ленским закономерна, она подготовлялась подобными столкновениями и неизбежно должна была вспыхнуть, так как «над любовью робкой, нежной» Онегин до рокового бала у Лариных не раз уже небрежно шутил.
Однако в V главе Пушкин рисует еще одну картину дружеской встречи Ленского и Онегина. В этой сцене всячески подчеркнута их дружба: она проявляется и в том, что Ленский открывает свое сердце перед Онегиным [«разговорился вновь про Ольгу»), и в обращениях Владимира к другу: «милый», «мой друг», «как ты мил».

Беседа Ленского и Онегина протекает в поэтической обстановке, и это подчеркивает прелесть дружеских бесед, душевной близости двух людей. Описание этой последней дружеской встречи Онегина и Ленского особенно подчеркивает трагизм надвигающихся событий. В VI главе автор показывает, что Онегин не выдержал испытания в дружбе, и произносит суд над своим героем. Его месть Ленскому на балу у Лариных — проявление того равнодушного, недоброго отношения к чувствам юноши, которое в менее резкой форме проявлялось уже и ранее.

… но Евгений

Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
«И поделом», — замечает Пушкин.
Бесспорно, Онегина положительно характеризует то, что он способен к тайному суду над самим собой. Его мучит совесть, он обвиняет сам себя, детально разбирает, в чем именно был неправ. И кажется, что вот-вот Онегин бросится к Ленскому и протянет ему руку. Но не тут-то было. Упрекая себя, Онегин уже знает, что он будет стрелять в Ленского. Ни чувства дружбы, ни жалости к юноше, почти ребенку, ни просто мужества у Онегина не хватило. Больше всего его пугает, что «в это дело» вмешался старый дуэлист.

И Пушкин с горестной насмешкой и гневом вынужден признать духовный крах своего «доброго приятеля», не сумевшего стать выше светской черни:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Таким образом, Онегин в угоду этому общественному мнению принимает вызов от друга, которого сам же и оскорбил. Пушкин, говоря о своих героях, называет их по-разному: до начала дуэли: друг, приятель [«Звал друга Ленский на дуэль», «С приятелем стреляюсь я»), Но вот приближается развязка:

Враги стоят, потупя взор.
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?.

Далее автор называет Онегина и Ленского то врагами, то друзьями, как бы подчеркивая этим нелепость, дикость их вражды. Метод сопоставления, контраста, часто используемый Пушкиным в романе, блестяще применен в финале сцены дуэли для раскрытия трагедии «убийцы юного поэта».

4 / 5. 2

Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совершенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило положение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым общением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в отношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к общению с себе подобными. Только психически ненормальный может принципиально бежать не из какой-то определённой социальной группы, а от людей вообще. Может уединяться святой отшельник, но он общается со всем миром, молясь за него. Уединение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся по крайней мере хоть один человек, с которым ему не противно общаться.

Тем более такое общение необходимо было Владимиру Ленскому. Онегин был идеальным слушателем. Он преимущественно молчал, не прерывая поэта, а если возражал, то обоснованно, и был заинтересован в предмете разговора. Ленский был влюблён, а как всякий влюблённый, он нуждался в человеке, которому бы мог излить свою любовь, тем более если при этом писались стихи, их надо было кому-то читать.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особенны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом.

Различие Ленского и Онегина было не столь фундаментально, нежели их различие с соседскими помещиками, которые считали Ленского полурусским, а Онегина - опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом формальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было достаточно легко.

Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

Говоря о сходстве и различии сестёр Лариных, мы фактически можем говорить только о различиях. У них была одна фамилия, и только. Живая, весёлая, поверхностная, недалёкая Ольга - и глубокая, мечтательная, томная и меланхоличная Татьяна. Одна скоренько забывает о смерти жениха и выскакивает замуж за какого-то улана, пленённая «любовной лестью», другая любит избранника беззаветно, несмотря на отказ, изо всех сил пытается понять его. Татьяна стала в результате светской королевой, а Ольга... Ольга канула в безвестность.

Ко всем своим героям Пушкин относится снисходительно. Он проницательно обращает внимание на их ошибки и нелицеприятные поступки, но указывает и на проявленное ими благородство. К Ольге он более равнодушен, чем к прочим, и меньше внимания уделяет ей ввиду типичности её характера. Ленского он любит, хоть и слегка подтрунивает над ним. Онегин, занимающий основное авторское внимание, подвергается пристальному рассмотрению в своих различных проявлениях. То же можно сказать и о Татьяне. Наверное, наиболее трепетно авторское отношение именно к Татьяне, которая предстала самой целостной и развивающейся натурой.

Отношение Герцена к Ленскому

Мнение Герцена о том, что Владимир Ленский представил собой отрадное явление, но был убит за дело, а иначе не смог бы остаться благородным, прекрасным явлением, достаточно глубока. Сам поэт, пытаясь обрисовать возможную будущую судьбу Ленского, указывает возможный вариант его развития - превращение в доброго патриархального хозяина с доброй же, гостеприимной и глупой женой (Ольгой). Ленский был слишком оторван от жизни и слишком плохо понимал людей, чтобы быть действительным талантом, все его кипучие эмоции слабо согласовывались с тем, что происходило вокруг. Поэтому в словах Герцена есть большой резон.

Сочинение

Роман Пушкина "Евгений Онегин" поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века — разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского — лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков "вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор". Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду — Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо "Общественный договор", который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства — взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет "плоды наук".

"Добро и зло", то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский "украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было". И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая "когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит". Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Значит, образы Онегина и Ленского — это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.

Loading...Loading...